В Архангельске обсудили организацию перевозок детских туристско-экскурсионных групп
На встрече, инициированной министерством культуры региона, присутствовали специалисты сферы туризма, культуры, образования, соцзащиты, представители ГИБДД, органов местного самоуправления, а также туроператоры, перевозчики и другие заинтересованные стороны.
Динамика роста
Участники совещания в формате открытого диалога обсудили актуальные вопросы, связанные с качеством организации поездок детских групп в регионе.
Поводом для встречи в правительстве Архангельской области послужило обращение главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Архангельской области А.И.Максимова в адрес министерства культуры относительно организации работы, направленной на предотвращение происшествий при организации перевозок детей.
В нем говорится о динамике роста числа перевозок организованных детских групп автобусами. При этом, организаторы и перевозчики, по данным ГИБДД, не в полном объеме выполняют требования законодательства.
Врио начальника УГИБДД УМВД России по Архангельской области, полковник полиции Сергей Рудный акцентировал внимание собравшихся на действующих в России правилах, на особенностях работы при неблагоприятных дорожных и погодных условиях, подчеркнув, что жизнь и здоровье детей должны быть превыше получения прибыли и любого другого обстоятельства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 года № 1621 утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ в части Правил дорожного движения РФ и в Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами».
Внесенные изменения касаются оформления путевой документации. В частности, в данных детей, отправляющихся в туристическую поездку, теперь помимо ФИО и года рождения каждого ребенка необходимо указывать телефон его родителей (законных представителей).
Это не всегда находит понимание на местах: часто родители (представители) заявляют об отсутствии у них телефона или о своем нежелании в силу разных причин предоставлять требуемую информацию.
Уведомление онлайн
Кроме того, отдельными списками должны предоставляться сведения о сопровождающих взрослых, на которых возложена ответственность за жизнь и здоровье детей, о работниках туроператора и гидах, о водителе (стаж водителя должен быть не менее года).
Одна из основных проблем – поздние сроки подачи уведомлений о перевозке детей в ГИБДД.
– Несмотря на новые требования, количество перевозок детей автобусами в Архангельской области растет, – отметил Сергей Рудный. – За 2016 год в ГИБДД официально поступило 2132 уведомления, за 2017 год этот показатель превысил 2500. И одно из основных нарушений – нарушение сроков (не позднее, чем за 2 дня до поездки) подачи данного уведомления. Бывает, что утром в девять часов выезжают, и тут же, в девять часов, уведомление подают. Это недопустимо!
Сергей Витальевич обратил внимание собравшихся, что своевременно и грамотно подать уведомление о перевозке детей стало проще и удобнее: появилась возможность сделать это через сайт ГИБДД, где предусмотрен специальный раздел.
Ведущий консультант отдела семейной политики управления социального развития министерства труда, занятости и социального развития региона Ольга Голенищева рассказала о перевозках групп детей в рамках мероприятий по организации отдыха и оздоровления. Ключевым при принятии решений в таких случаях было и остается сохранение жизни и здоровья детей, соблюдение всех требований безопасности.
Реестр перевозчиков и спецстоянки
О сложившейся практике перевозок групп школьников в рамках мероприятий по организации внеурочной деятельности собравшихся проинформировал консультант отдела информатизации, безопасности и материально-технического обеспечения министерства образования и науки региона Вадим Осипов.
Туроператоры и перевозчики отметили, что в школах в последнее время склоняются к отказу от организации туристско-экскурсионных поездок ввиду высокой ответственности и недопонимания действующего законодательства.
Заместитель министра транспорта Архангельской области Олег Мишуков предложил проработать вопрос о создании регионального реестра перевозчиков на основе официальных, открытых данных о ДТП. Организаторы туристско-экскурсионных поездок детских групп смогли бы принимать обоснованные решения, учитывая данные реестра.
Отдельное внимание туроператоры и перевозчики обратили на проблему отсутствия специальных мест стоянок для автобусов, обслуживающих организованные группы в туристско-экскурсионных поездках по Архангельску.
– В центре Архангельска нет возможности высадить группу детей, приехавших, например, в Марфин дом, – заметил руководитель одной из транспортных компаний Дмитрий Савин. – Огромному автобусу негде встать; территории города, даже в самых привлекательных с точки зрения городских достопримечательностей местах, не приспособлены для таких стоянок.
Участники встречи решили сформулировать свои предметные предложения по организации стоянок туристических автобусов в столице Поморья.
Открытый диалог
В ближайшее время тема организации перевозок организованных детских групп будет требовать особого внимания и в связи с востребованностью туристско-экскурсионных программ и из-за вносимых изменений в законодательстве. Например, с 1 июля 2018 года вступят в силу требования к году выпуска автобуса. Согласно новым правилам, к перевозке детей будут допущены автобусы не старше 10 лет. Перевозчикам придется задуматься над обновлением своего парка.
По итогам прошедшей в правительстве региона встречи участниками будет подготовлен видеоматериал для информирования учреждений образования, соцзащиты и культуры, а также пакет конкретных предложений, который направят в органы местного самоуправления и всем заинтересованным сторонам.
Комментирует заместитель министра Архангельской области по вопросам туризма Светлана Зеновская:
– Обеспечению безопасности при организации поездок детей с культурно-познавательными целями необходимо особое внимание на любом уровне: это внимание каждого человека в отдельности, общества в целом, государственных органов, специалистов в вопросах безопасности движения. Важно взаимодействие всех заинтересованных сторон. Состоявшаяся встреча показала, насколько содержательным и предметным может быть открытый, широкий диалог.