О событии
«…если первая крохотная капля правды
разорвалась как психологическая бомба –
что же будет в нашей стране, когда Правда
обрушится водопадами?
А - обрушится, ведь не миновать».
Эти строки из «Архипелага ГУЛАГ» отражают основную мысль экспозиции «Солженицын и колесо истории», которая дает объемное представление о творческой индивидуальности выдающегося русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицына, о поэтике и стиле, о комплексе воплощенных в его произведениях идей.
Солженицына вполне можно считать властителем дум своего времени, поскольку его произведения были изданы огромными тиражами в России и во многих странах мира; о нем возникла литература, над созданием которой трудились и француз Жорж Нива, и русский Виктор Чалмаев, и английский еврей Михаил Геллер, и другие авторы.
Крупнейшие русские писатели, современники Александра Солженицына, встретили его приход в литературу очень тепло, кое-кто даже восторженно. Но со временем отношение к нему резко изменилось. А. Твардовский, не жалевший сил и стараний, чтобы напечатать в «Новом мире» новую вещь никому не ведомого автора, потом в глаза говорил ему: «У вас нет ничего святого. Если бы зависело только от меня, я запретил бы ваш роман».
М. Шолохов, прочитав первую повесть литературного новичка, попросил Твардовского от его имени при случае расцеловать автора, а позднее писал о нем: «Какое это болезненное бесстыдство…». То же самое можно сказать и об отношении к нему Л. Леонова, К. Симонова. В своей книге
«Александр Солженицын. Гений первого плевка» Владимир Бушин объясняет такую дружную и резкую перемену отношения к Солженицыну столь авторитетных писателей, да и многих читателей, конечно.
Экспозиция «Солженицын и колесо истории» посвящена рассмотрению мировоззренческих, социально-философских, политических и исторических взглядов писателя.
В первом разделе выставки «Феномен Солженицына» в центре внимания литература, раскрывающая особенности его творческого метода: книги, статьи, научные труды, диссертации, восторженные и полемические отклики.
Книга
«Александр Солженицын: Борец и писатель» принадлежит перу известного слависта, профессора Женевского университета Жоржа Нива, который признан наиболее авторитетным западным специалистом по творчеству А. Солженицына. Это не биография в привычном смысле слова, а попытка «обрисовать» Солженицына – писателя и борца. Данный труд имел большой успех и получил одобрение самого Солженицына.
Александр Урманов в книге
«Художественное мироздание Александра Солженицына» выявляет общие, универсальные свойства эстетики и поэтики писателя.
Второй раздел выставки
«Душа и колючая проволока» включает лагерные сочинения Солженицына. В предисловии к сборнику
«Протеревши глаза» Солженицын написал: «Здесь помещены мои произведения тюремно-лагерно-ссыльных лет. Они были моим дыханием и жизнью тогда. Помогли мне выстоять. Они тихо, неназойливо пролежали 45 лет. «Дороженька» начата в 1947 году на шарашке Марфино. Закончена в 1952 году Экибастузском лагере. Вся сочинена устно, в памяти, на бумаге никогда не записывались отрывки длиннее строк 20-30 и после заучивания тотчас сжигались. Лагерные стихи все написаны устно от 1946 до 1952, так и вывезены из лагеря. В 1953 году в ссылке добавлено еще несколько стихов. Все они записаны в 1953 году и зарыты в землю. Последнее стихотворение – «Смерть – не как пропасть…» – написано в декабре 1953 года после врачебного приговора. С тех пор автор не писал стихов».
Книга
Михаила Морукова «Правда ГУЛАГа из круга первого» хронологически охватывает целую эпоху истории нашей страны, когда в исправительно-трудовых учреждениях на всей территории СССР была создана огромная хозяйственная система, не имевшая аналогов в мире. Автор убедительно показывает, что научно-исследовательская деятельность различного рода «шарашек» стала основой для прорыва советской науки и индустрии к новейшим высокотехнологическим разработкам и открытиям. Победоносный исход Великой Отечественной войны фактически подтвердил жизнеспособность и высокую эффективность избранной в СССР модели развития. Правда ГУЛАГА, по мнению автора, заключается в том, что изоляция ученых, разработчиков и рабочих-мастеров в местах лишения свободы для работы на оборону стала необходимым и единственно правильным условием для их личного выживания и общей Победы.
Контактная информация:
Отдел библиотечного обслуживания