О событии
У вас будет редкая возможность узнать все самое необычное и интересное о жизни и творчестве одного из самых недооцененных авторов советской литературы!
Первая часть вечера посвящена его знаменитой книге «Ни дня без строчки», опубликованной в 1965 г. – уже после смерти автора. Книга вышла странная. Без сюжета, без героя. Черновики, «осколки» прожитого, отрывки, планы новых так и ненаписанных произведений. Он работал над ней в 1930–1950-е гг. «А я писал карандашом на клеенке возле чернильницы, причем в чужом доме, писал на листках, которые тут же комкал, на папиросной коробке, на стене. Еще много отрывков, картин, набросков, мыслей и красок. Нужно сохранять всё. Это и есть – книга». Олеше довелось увидеть зарождение новой техники и кинематографа, пережить события двух революций и двух мировых войн, строительство нового мира.
«Король метафор», автор «Зависти» и «Трех толстяков»
Юрий Олеша как никто ощущал «гул времени». «Какое это емкое явление – век! В нем успевают вместиться много поколений, событий, изменений лица культуры». Перед нами Олеша, наблюдающий социальную жизнь страны, Олеша-свидетель, жестко оценивающий события и их героев, Олеша, съедающий самого себя – за растрату сил, распыление жизненной, творческой энергии. Эти записи – попытки восстановить жизнь, большая часть которой неизвестна читателю.
Вторая часть встречи расскажет о трех удивительных художниках-иллюстраторах, которые наделили книгу Ю. Олеши «Три толстяка» счастливой судьбой. Свою знаменитую повесть – сказку Юрий Олеша писал на полу, на рулоне газетной бумаги – не в силу экстравагантности, а по причине жизненных обстоятельств: ни стола, ни бумаги для письма у писателя попросту не было. Повесть была очень популярна: ее ставили в театре, в кино, иллюстрировали более 40 художников. Но не все знают, например, что первым иллюстратором «Толстяков» стал известный художник Мстислав Добужинский. Издание 1928 года украшают 25 цветных иллюстраций, выполненных в технике автотипии.
До революции Добужинский преподавал в художественной школе Елизаветы Званцевой, которую посещал дугой иллюстратор - Владимир Козлинский. В издании 1935 года «весомые, грубые, зримые» иллюстрации вдоволь напитаны другим опытом художника – работой в «Окнах РОСТа» и сатирических журналах. Третий художник, Леонид Владимирский, обращался к сказке в течение многих десятилетий. Впервые он оформил ее в 1958 году – это была одна из первых работ художника в книжной графике, вызвавшая неподдельный восторг самого Олеши. И только в 1981 году в Калининградском книжном издательстве вышла книга с новыми цветными иллюстрациями Владимирского. Художник создал свыше семидесяти иллюстраций, с которыми впоследствии, выходили многочисленные переиздания.
У зрителей будет возможность увидеть редкие фотографии, послушать фрагменты книги «Ни дня без строчки», познакомиться с иллюстрациями к произведениям Ю. К. Олеши разных лет.
Контактная информация:
Центр культурных и просветительских программ