Загрузка...
VK FB
Смотрите Минэкономразвития предложило ввести в кинотеатрах квоты для отечественных фильмов. Эксперты сильно сомневаются в необходимости этой меры.

Отечественные продюсеры и чиновники уже давно размышляют, как заставить зрителя и смотреть российское кино. Некоторые патриоты предлагали обложить иностранные картины данью. Другие выступали за создание каких-то национальных кинокомиссий. Наконец, вот уже почти три года работает Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Однако, несмотря на все усилия, наш зритель демонстрирует довольно вялый интерес к отечественным картинам. И вот на прошлой неделе Минэкономразвития выступило с давно ожидаемой инициативой - квотировать российские фильмы. По мнению разработчиков закона, кинотеатры обязаны предоставить российским производителям 24% экранного времени. Одновременно следует поприжать Запад (пока не известно, насколько), ограничив показ иностранных фильмов на наших экранах. В конце концов, такая практика существует в Китае, где владельцам кинотеатров разрешено демонстрировать не более 30 зарубежных фильмов в год, или в Индии, которая делает ставку на собственные болливудские ленты и показывает лишь 100 голливудских проектов в год.
Казалось бы, что здесь нового? Специалисты Минэкономразвития и не скрывают, что квотирование не российское ноу-хау. Подобная система якобы действует и во Франции, где минимальная доля всего фактически используемого объема экранного времени на 43% принадлежит исключительно национальным фильмам, и в Италии, где режиссерам предоставляют 21%, и даже в Великобритании и Австралии - там владельцы кинотеатров обязаны обеспечить своим продюсерам по 16% экранного времени. Но так ли это?
Культуролог и киновед Кирилл Разлогов в интервью "Профилю" развеял этот миф: "Непонятно, кто рассказал Минэкономразвития, что во Франции существует подобная система, - это нелепость. Нет ее в такой форме ни в Италии, ни в Великобритании, ни в Австралии. Поэтому ни к чему, кроме как к фальсификации данных о продажах билетов и "угону" отечественных фильмов на утренние сеансы, квотирование не приведет. Видимо, предложение исходит от людей, не понимающих, что такое кино и как оно функционирует. Поэтому мне неловко читать о таких инициативах".
В чем главный минус системы? В первую очередь от квотирования пострадает зритель. Ведь, чтобы "добрать" привычную выручку с пустых залов, где будут насильно демонстрировать отечественную продукцию, владельцы мультиплексов взвинтят цены на билеты. "Любое ограничение в деятельности и навязывание правил игры - это потери для бизнеса", - заявил "Профилю" генеральный директор сети кинотеатров "Синема-парк" Сергей Китин. - Если заработает идея квотирования, кинотеатры будут вынуждены поднимать цены на билеты - это простая экономика. Мы не хотим быть банкротами".
Инициатива пришлась явно не ко времени. Кинотеатры только-только заработали по принципам рыночной экономики. Сети стали развиваться. Количество залов ежегодно увеличивается на 250 единиц. За счет этого растет бокс-офис, в том числе и российский. В 2011 году на отечественные экраны вышло порядка 313 фильмов, 68 из них, то есть 20%, были российскими. Издатель журнала "Кинобизнес сегодня" Александр Семенов приводит такие данные: в конце 2011 года фильм Тимура Бекмамбетова "Елки-2" на 1,5 тыс. экземпляров заработал почти $20 млн, в среднем по $30,5 тыс. на штуку. Его ближайший конкурент, анимационный фильм "Кунг-фу Панда-2", выпущенный на 1037 копиях, получил почти $32 млн. На копию пришлось по $24 тыс. Вообще критерии таковы: фильм может считаться "крепким середнячком", если собирает порядка $5 тыс. с одного киноэкземпляра. $10 тыс. - это успех, более $10 тыс. - хит. То есть в отдельных случаях наши фильмы умеют зарабатывать, что демонстрировалось из года в год.
Уж если бороться за доходность, то надо развивать сеть кинотеатров, у которой сегодня очень узкая география. Практически 30% населения, то есть потенциальных зрителей, не имеет возможности пойти в кино, потому что там, где они живут, мультиплексов нет. Почему бы не помочь сетям? Снизить налоговые льготы на ввоз оборудования из-за рубежа и дотировать переход на цифровой контент. Подобный шаг даже не требует живых денег.
"Обязаловка" может ударить по привлекательности кинотеатрального бизнеса, - продолжает Сергей Китин. - Уменьшатся темпы роста количества мультиплексов, а иные проекты и вовсе окажутся замороженными по перечисленным выше причинам".
А продюсеры, если идея квотирования воплотится, не будут заинтересованы в повышении качества продукта: 24% экранного времени их фильмам - плохим ли, хорошим - будет обеспечено. "Государство пытается создать еще один АВТОВАЗ, только в области ки-но, - заключает Сергей Китин. - Режиссеры будут выпускать неэффективную и невостребованную "технику", и ситуация лишь ухудшится".
Даже, казалось бы, главные выгодополучатели от квотирования - отечественные кинопроизводители - пребывают в некоторой растерянности. Так, продюсер Вадим Горяинов ("Живой", "Тиски", "Кислород", "Стиляги") был ошарашен идеей Минэкономразвития: "Я считаю, что у нас в стране недостаток кинотеатров, - заявил он "Профилю". - Чтобы сети инвестировали в строительство новых залов, у них должна быть прибыль, которую они делали на горячих голливудских пирожках. Если заработает идея квотирования, то в массе своей придется торговать пирожками второй свежести. Инвестиции упадут, и строительство новых мультиплексов заморозится. А их и так мало в стране. И без квотирования есть хорошие русские картины, на которые ходит зритель".
Так зачем огород городить? В этом главная и, увы, неразрешимая интрига нынешней инициативы Минэкономразвития. С осторожностью к ней отнеслись и в Министерстве культуры, и в Фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов хоть и считает, что доля отечественного кино сегодня не превышает 12%, уверен, что идею коллег стоит еще обсудить.
Начиная с 2007 года отечественные картины уверенно держали планку примерно в 20% от всех фильмов, попадавших в прокат. А зачастую и перевыполняли план, лишь на прошлой неделе озвученный министерством. Например, в 2007 году 85 российских проектов заработали почти 24,5%. В 2011 году этот показатель составил 20%. Так зачем квотировать российское кино, если оно и без того стабильно делает более 20% от всего бокс-офиса в год? Что дадут несколько дополнительных процентов? На этот вопрос не взялся ответить ни один из специалистов, опрошенных журналом.
Что наше кино нужно защищать от голливудского засилья, уверен только гендиректор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров. Он заявил, что явля-ется сторонником квотирования: "Ситуация в русском кино настолько плоха, что по-другому нашему кинематографу с ней не справиться". Но Шахназаров считает, что 24% - это чересчур. "Квоты для российских фильмов не должны превышать 15% от общего количества проектов в прокате. Дать кинотеатрам больше качественных фильмов мы просто не в состоянии", - продолжает он.
Но самый главный вопрос заключается в том, как проверить, выполняется ли закон на местах: в каждом мультиплексе по наблюдателю не поставишь. А кинотеатры уже поговаривают, что будут крутить обязательный процент русского кино в подсобных помещениях: насчет комфортабельности залов, мол, никаких четких указаний не поступало.
Так что же это, если не очередной пропагандистский лозунг чиновников? Попытка щелкнуть Запад по носу? Вообще с того момента, как кинематографией заинтересовалось руководство страны, предложения в этой области стали превышать спрос. Того и гляди, с какой-нибудь новинкой выступят Минтранс или РЖД. Им-то чего - пустяк. А там, наверху, инициатива, может быть, и зачтется.

Автор: Стас Лобастов
Комментарии
Добавить комментарий
Защита от автоматических сообщений *
Не видно надписи?
Нажмите
или щелкните по картинке
Введите защитный код с этой картинки