VK FB
Н. А. Некрасов и его поэма «Мороз, Красный нос»
Наш земляк Александр Борисов – по праву считается первым полярным художником
Н. А. Шабунин «Отъезд Суворова из села Кончанского в 1799 году»
Кое-что из Некрасова
 «Весенняя ночь на Мурмане», 1896 г.
Мозаика на фасаде музея А. В. Суворова (г. Санкт-Петербург)
Елизавета Бём
«Момент полного солнечного затмения 27 июля 1896 года»
Фрагмент мозаики на фасаде музея А. В. Суворова
"Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет"
«В области вечного льда. Лето», 1897 г.
Н. А. Шабунин «Портрет Николая II»
Пером по камню
Маршруты полярных экспедиций А. Борисова
Н. А. Шабунин «Суворов в Кончаловском беседует с крестьянами»
Рукопись
«В гостях у самоеда», 1896 г.
Мастерская Ильи Репина
Культура карандашного рисунка
Из книги «У самоедов. От Пинеги до Карского моря». 1905 г.
Фотография Н. Шабунина из альбома «Путешествие на Север» (1906 г.)
Академик живописи А. А. Пластов
Мореходная яхта «Мечта»
Фотография Н. Шабунина из альбома «Путешествие на Север» (1906 г.)
Яркие, самобытные иллюстрации к поэме Н. Некрасова
Экспедиция Александра Борисова, 1899 г.
1913 год
Из путевых заметок художника Николая Шабунина
Палехская красота
 «Судно во льдах. Яхта «Мечта», 1899 г.
Особая выставка
Особый отдел
Добролюбовка празднует юбилей
Статья Н. Шабунина «Северный край и его жизнь»
Рисунки В. М. Бескаравайного
Илья Вылко «Художник Борисов покидает яхту Мечта в Карском море»
Фрагмент статьи «Северный край и его жизнь»
Акварельная легкость и прозрачность рисунка
Дом Александра Борисова на Новой Земле
Из альбома «Северный край. Иллюстрированный альбом Архангельской губернии. 1914 год» Фото Я. И. Лейцингера
Литературные уроки
Портрет Константина Вылко, 1900 г.
Художник Николай Шабунин
Карта Новой Земли
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
«Страна смерти», 1903 г.
Портал «Культурное наследие Архангельского Севера» www.cultnord.ru
Борисов на одной из выставок в Европе
За заслуги в изучении Новой Земли и русского Севера увековечено и имя самого художника
Александр Борисов - первый полярный художник
Библиотека станции Ерцево
Первые поступления
30 августа 1833 года состоялось торжественное открытие библиотеки
Станция Ерцево
Дар губернатора
Менялись названия, менялись адреса...
«Заклейменные» лагерными штампами
Печатные наклейки
Из первых статистических отчётов
«Собрание репрессированных изданий»
Дар от вице-губернатора
Первые книги фонда библиотеки
Документ о назначении А.Г. Тышинского на должность библиотекаря от 10 апреля 1867 года
Библиотека значительно пополнилась в 1835 году
Дар от Копенгагенского общества северных антиквариев
Имена
Дар от Статистического комитета
Из первых Правил библиотеки
Первый печатный каталог
Обновления фонда
Экслибрисы служебных библиотек
Особая ценность
Из первых обязанностей библиотекаря
Два тома
Электронная краеведческая библиотека «Русский Север»
Первая женщина-библиотекарь
Книги из библиотек других лагерей
Отдел краеведения сегодня
В 1898 году был открыт отдел "Русский Север"
Первые историографы библиотеки
Первое имя, первый статус
Первые профессиональные курсы
Библиотекари
Вступая во второе столетие
История длиною в двадцать лет
Начало
Судьба и наследие Андрея Николаевича Попова
Литература Архангельского Севера
Великий русский романтик
 Уникальный источник
Личная библиотека Ксении Петровны Гемп
Особенный подарок
Степан Григорьевич Писахов сам никогда не иллюстрировал свои сказки.
Своеобразный вид изобразительного искусства
Штампы подразделений Каргопольлага
Выставка «Дар бесценный»: первые книги отдела «Русский Север»
Архангельский литературный музей
Семейный архив потомков А.С. Пушкина
Дом-музей Иосифа Бродского «Норинская»
1 из 15
Н. А. Некрасов и его поэма «Мороз, Красный нос»
10 декабря исполняется 195 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878). Его поэма «Мороз, Красный нос» входит в тройку наиболее популярных и детально изученных. Тем не менее, не так много исследований, посвященных оформлению некрасовских произведений, несмотря на то, что творческое наследие писателя в разное время иллюстрировали известные художники. В XIX-XX вв. к произведениям Некрасова обращались художники разного плана, находя в его поэзии много увлекательного для себя: А. И. Лебедев, Е. М. Бём, А. Ф. Пахомов, А. А. Пластов, К. и Ф. Мельниковы, В. М. Бескаравайный, Ф. В. Лемкуль и др. Поэма «Мороз, Красный нос» привлекает художников-иллюстраторов яркостью, точностью и колоритностью образов, особой живописностью литературного языка. 
Наш земляк Александр Борисов – по праву считается первым полярным художником

Первая поездка художника по Северу состоялась летом 1894 года, когда будучи ещё студентом Академии художеств, Борисов сопровождал в качестве рисовальщика на пароходе «Ломоносов» министра финансов Сергея Юльевича Витте. 

Н. А. Шабунин «Отъезд Суворова из села Кончанского в 1799 году»
110 лет назад (в 1903 году) художник Николай Авенирович Шабунин, уроженец Мезенского уезда Архангельской губернии, написал историческое полотно «Отъезд Суворова из села Кончанского в 1799 году».

Кое-что из Некрасова
Среди художников прошлого, обращавшихся к иллюстрированию Некрасова, первое место, по праву, должно быть отведено Александру Игнатьевичу Лебедеву (1830-1898). Альбом его рисунков «Кое-что из Некрасова» пользовался немалым успехом. В альбом помещены литографии: портрет Некрасова, рисунки к стихотворениям «Влас», «Тройка», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Дешевая покупка», «На Волге», «Похороны». Это станковые композиции, навеянные темами некрасовской поэзии. В них проявились необыкновенная наблюдательность, интерес к социальным проблемам, сочувствие к «маленькому человеку», критика существующих порядков, то есть черты, очень типичные для творчества Некрасова.
«Весенняя ночь на Мурмане», 1896 г.

В обязанности Борисова входили зарисовки гаваней и бухт Мурманского побережья. Поездка произвела на Борисова огромное впечатление, побудила в нем желание побывать на Новой Земле, где царствуют вечные льды и ещё никогда не ступала нога художника.

Мозаика на фасаде музея А. В. Суворова (г. Санкт-Петербург)
Именно по ее оригиналу Михаил Иванович Зощенко (отец будущего писателя-сатирика Зощенко) и создал известную мозаику, которая украсила фасад Суворовского музея. 
Елизавета Бём
Некрасов - поэт деревенской жизни предстает перед нами в иллюстрациях великолепной художницы - Елизаветы Меркурьевны Бём (в девичестве Эндаурова). Родилась в Петербурге 24 февраля 1843 года, в старинной дворянской семье. 
«Момент полного солнечного затмения 27 июля 1896 года»

Весну и лето 1896 года Борисов посетил Новую Землю в составе экспедиции Казанского университета. В Кармакулах художник наблюдал фантастическое редкое явление природы - полное солнечное затмение 27 июля 1896 года и отразил его на картине. Картина «Момент полного солнечного затмения 27 июля 1896 года» стала впоследствии одной из лучших работ Борисова. Из поездки он привёз около 150 этюдов, которые с интересом встречены в прессе и высоко оценены И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, А. И. Куинджи. 

Фрагмент мозаики на фасаде музея А. В. Суворова
За эту картину автор был награжден и орденом Станислава 3-й степени, и медалью на Всемирной выставке. 
"Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет"
Как и многим будущим художникам, ей с детства нравилось рисовать: «Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет; я иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки».
«В области вечного льда. Лето», 1897 г.

В 1897 за картину «В области вечного льда. Лето» Александр Борисов получил звание художника. Третьяков купил у художника целый ряд этюдов работ на 8000 рублей. А сам художник решает отправиться ещё дальше на Север, чтобы показать всему свету через свои полотна те необычайные красоты полярного мира. 

Н. А. Шабунин «Портрет Николая II»
Примечательно, что на торжественном открытии музея Шабунина представили лично императору Николаю II, а это, пожалуй, почиталось повыше любого ордена. И молодой император заказал художнику свой портрет.
Пером по камню
Е. Бём работала в технике литографирования пером по камню, что позволяло ей делать тончайшую проработку всех деталей, которая была бы невозможна при вырезании ножницами. В данной технике были исполнены рисунки к поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный нос», изданные в 1872 году А. Ильиным и представлявшие собой папку из шести нумерованных тоновых литографий в обложке с изображением сказочной ели, исполненных в классической технике литографского карандаша. 
Маршруты полярных экспедиций А. Борисова

В 1898 году в тренировочных целях А.А. Борисов вместе с ненцем-проводником Константином Вылко осуществляет переход длиною в 9 месяцев по Большеземельской тундре. Они через Маточкин Шар к устью ручья Ночуев проходят от Пинеги через Усть-Цильму, по Печоре до Пустозерска. 

Н. А. Шабунин «Суворов в Кончаловском беседует с крестьянами»
Художник с успехом писал портреты, пейзажи, картины на исторические сюжеты, занимался фотографией. С удовольствием создавал многофигурные жанровые композиции. 
Рукопись
В Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова хранится рукописная книга, в которой использованы 6 иллюстраций Елизаветы Бём с издания 1872 года. Каждая композиция иллюстрирует определенные строки поэмы, все они решены вертикально и расположены в центре листа, в нижней части которого напечатаны стихи. Здесь уже заметна любовь художницы к изображению русской деревни и детей - двум темам, прошедшим через все ее творчество.
«В гостях у самоеда», 1896 г.

По пути останавливаются на острове Вайгач на постой у ненцев, где в доме Прокопия Вылки Борисов написал этюд «В гостях у самоеда». В условиях «неподходящих» для написания картин Александр Борисов пишет этюды «Ночь в Большеземельской тундре», «Полночь во льдах», «Кладбище на острове Вайгач»

Мастерская Ильи Репина
Он стремительно развивал свои таланты, несмотря на то, что в живопись Николай Авенирович Шабунин пришел сравнительно поздно. В течение десяти лет (1886-1896) он был вольнослушателем Академии художеств. Звания художника был удостоен в возрасте 33-х лет, после обучения в мастерской И. Е. Репина.
Культура карандашного рисунка
Пахомов Алексей Федорович (1900-1973) добился значительных успехов в рисунках к поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», изданной в 1938 году. Работы Пахомова отличает высокая культура карандашного рисунка. Среди иллюстраций к поэме Некрасова они остаются непревзойденными, сохраняя значение и сегодня как блестящий пример глубокого и оригинального прочтения классики. Важно и то, что в его рисунках соединились глубина понимания писательского замысла поэмы и знания русской деревни. 
Из книги «У самоедов. От Пинеги до Карского моря». 1905 г.

«Тридцатипятиградусный мороз настолько сгущал краски из палитр, что они, как какое-то густое тесто, не брались на кисти и ни за что не хотели приставать к полотну. Даже в пузырьке со скипидаром, и то на дне при таком адском морозе, делались какие-то белые шарики, которые в теплой комнате сейчас же пропадали. Самая низкая температура, при которой я когда либо писал, так это на реке Мезени – при минус 31 по Реомюру, хоть и худо, но возможно». (Минус 31 по Реомюру, это минус 39 по Цельсию.) 

Фотография Н. Шабунина из альбома «Путешествие на Север» (1906 г.)
В творчестве художника преобладали две темы: Суворов и Север. Приезжая в Петербург, он привозил целую выставку этюдов с любопытными эскизами деревянных церквей, погребенных под снегом кладбищ, необыкновенно декоративных этюдов и набросков своеобразной жизни и обрядов северных инородцев. 
Академик живописи А. А. Пластов
Очень привлекательно выглядит издание Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос», выпущенное ОГИЗ государственным издательством художественной литературы в 1949 г. Оформление и иллюстрации выполнены академиком живописи, художником А. А. Пластовым. Большое внимание художник уделил общему оформлению издания. Книга большого формата, в ледериновом переплете синего цвета. На верхней переплетной крышке в тисненой золотой рамке помещено имя автора и название. Корешок книги украшен растительным орнаментом. На фронтисписе помещен рисунок - Н. А. Некрасов на охоте.
Мореходная яхта «Мечта»

Получив 11 ноября 1898 года академический диплом, Борисов начинает готовиться к новой продолжительной экспедиции на Новую землю. Специально для этой цели художник заказывает строительство мореходной яхты «Мечта», одномачтового деревянного судна водоизмещением 40 тонн. И перевозит на Новую Землю жилой дом, который устанавливается на берегу Поморской губы, на месте предполагаемой зимовки. 

Фотография Н. Шабунина из альбома «Путешествие на Север» (1906 г.)
Кроме этюдов, Николай Авенирович привозил в столицу женскую и церковную одежду, украшения, редкие фотографии родной старины и путевые заметки, этнографические рефераты. Некоторые из них приобрел у него Этнографический Музей Академии наук.
Яркие, самобытные иллюстрации к поэме Н. Некрасова
Пластов не просто пересказывает сюжет поэмы, он останавливает внимание на второстепенных сюжетах, побочных моментах, которые и делают его иллюстрации интересными. До мелочей продуманы композиция и планировка художественных элементов книги, соотношение рисунка и шрифта. Текст автора и оформление книги составляют одно целое. Форзацы украшены картинами зимнего леса. Из 76 страниц – 20 составляют иллюстрации. Почти на каждой странице помещены небольшие рисунки - вставки, которые дополняют авторский текст.
Экспедиция Александра Борисова, 1899 г.

В 1899 году Александр Алексеевич Борисов и восемь его спутников, команда из бывалых поморов, отправляются на Новую Землю. Экспедиция длилась четырнадцать месяцев, и за это время Борисову и его товарищам пришлось преодолеть немало трудностей.

1913 год
1913 год - время наивысшего взлета дореволюционной России, к такому выводу приходят историки и экономисты по прошествии многих десятилетий.

Высокими темпами шло развитие промышленности, росло производство сельскохозяйственной продукции, продолжалось создание современной инфраструктуры – путей сообщения, средств связи, кредитной системы. Темпы экономического и культурного развития страны создавали все условия, чтобы в ближайшем будущем Россия стала лидером в Европе, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношениях. Развитие Архангельска и губернии вполне соответствовало темпам развития страны. 


Из путевых заметок художника Николая Шабунина
«Много тут ещё непочатых глухих углов с симптомами первобытного духа русской жизни, памятники которого, как например постройки, разные предметы церковного обихода, во множестве еще можно найти по глухим углам, часто забытые и заброшенные. В некоторые из этих глухих мест можно пробраться только летом водою, а в некоторые - только зимою на оленях. Там не мало сокрыто различных документов далёкого исторического прошлого. Там, на краю света, остановилось, ибо дальше некуда было идти, историческое прошлое древней Москвы и великого Новгорода. То - моя родина.»

Палехская красота
Удивительное по красоте исполнение поэмы вышло в свет в Ярославле в Верхне-Волжском книжном издательстве в 1975 году. Иллюстраторами выступили Константин и его жена Фаина Мельниковы. Оба закончили Палехское художественное училище, работали в Палехских художественно-производственных мастерских. Занимались книжной иллюстрацией. Тематика их произведений: фольклор, литература, жанровые сцены, а также увлечение палехом сказались на иллюстрациях к поэме Некрасова. Книга имеется в Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова.
«Судно во льдах. Яхта «Мечта», 1899 г.

На обратном пути экспедиции в проливе Маточкин Шар судно затерло льдами и прижало к берегу. Льды вместе с «Мечтой» понесло на юг. Экипаж бросает судно и, взяв самое необходимое, идет к берегу по льду. Переход был очень сложный – путешественники попали в область движущихся к Северу льдов, когда «целое море льда, подчиняясь воле течения, плывет и сокрушает на своем пути все преграды». Но они шли дальше, кормились тюленем, страдали от жажды. 

Особая выставка
День памяти жертв политических репрессий, отмечаемый ежегодно 30 октября и призванный был в 2013 году напомнить о скорбной годовщине – о 90-летии с момента организации Соловецких лагерей особого назначения – в Архангельской областной научной библиотеке имени Н.А. Добролюбова запомнился открытием книжно-иллюстративной выставки «Книги, люди, судьбы: книжное наследие Каргопольлага».
Особый отдел

В 1898 году по распоряжению архангельского гражданского губернатора Александра Платоновича Энгельгардта в публичной библиотеке был выделен «особый отдел», посвященный литературе о Севере России, он так и назвал его «Русский Север».

Добролюбовка празднует юбилей
11 сентября 2013 года (30 августа по старому стилю) Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова отмечает 180-летний юбилей. За этой датой - множество событий, фактов. Предлагаем вспомнить, как начинала свой путь Добролюбовка в первые сто лет, когда всё было впервые.
Статья Н. Шабунина «Северный край и его жизнь»
Интереснейшие описания и впечатления художника от поездок на Север сохранились в статье Николая Шабунина «Северный край и его жизнь: путевые заметки и впечатления по северной части Архангельской губернии». 
Рисунки В. М. Бескаравайного
В 1975 году в Ленинградском отделении издательства «Художественная литература» вышло еще одно издание, объединившие под одной обложкой сразу 2 поэмы: Мороз, Красный нос и Русские женщины. Художником-иллюстратором выступил Василий Митрофанович Бескаравайный (1930-1997). Рисунки В. М. Бескаравайного: акварель, гравюра, эскизы, наброски.
Илья Вылко «Художник Борисов покидает яхту Мечта в Карском море»

Борисов вспоминал: «Помимо нравственных мук, мы страшно страдали от жажды. Как безумные, набрасывались мы на снег, жевали его, глотали; но проходило несколько минут, и жажда еще больше усиливалась. Полжизни готовы были отдать за ковш воды. Матросы разгребали снег и жадно набрасывались на небольшие лужицы воды под ним, но они не замечали, что она соленая и что от нее еще больше пить захочется. Устин убил тюленя - первый утонул, а второго достали. Подставили к ране чайные чашки и набрали крови. Жадно выпили теплую кровь, после чего Устин предложил по куску печени и легкого. Кровь великолепно утолила нам жажду и, кроме того, восстановила силы. Разрезали тюленя на куски, стали есть его мясо. А тюленьи мозги - положительно прекрасны (сырые). Все ели да похваливали!» 

Фрагмент статьи «Северный край и его жизнь»
В статье Николай Авенирович зорко подметил и с грустью написал, как "во всем замечается наклонность к сокрушению и уничтожению старины, всего того, что было когда-то заветным, дорогим и священным, к чему с благоговением относились и что чтили".
Акварельная легкость и прозрачность рисунка
В Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова имеется издание поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос», вышедшее в свет в 1987 году, с иллюстрациями Ф. В. Лемкуля. Художественная выразительность иллюстраций была ограничена возможностями весьма скромной в ту пору полиграфической базы. Первостепенное значение имел точный, ясный, выверенный в деталях рисунок. Любимая техника мастера, примененная в книге, – акварель. Художник прекрасно использовал её выразительные возможности: лёгкость, прозрачность цвета, его перетекание и внутренний свет.
Рисунки В. М. Бескаравайного
Дом Александра Борисова на Новой Земле

Счастливый случай вывел их к берегу, где жили «самоеды». У гостеприимных самоедов путешественники жили 2 недели. После в сопровождении их добрались до дома Борисова в губе Поморской, специально построенного Борисовым заранее для зимовки. Этот дом стал самой северной художественной мастерской в мире. Борисов прожил в этом доме до осени 1901 года, потом он еще один раз приезжал на Новую Землю, а дом еще долго служил людям. После отъезда Борисова с Новой Земли в доме жили самоеды и останавливались зверобои. Дом Борисова сохранялся до 60-х годов нашего века. В нем останавливались многие известные путешественники. 

Из альбома «Северный край. Иллюстрированный альбом Архангельской губернии. 1914 год» Фото Я. И. Лейцингера
Планы у Шабунина были большие; он задумывал издавать описание Мезенского края, охарактеризовать первобытный склад жизни русских и инородцев, зарисовать и снять памятники церковной старины, утвари и записать характерные бытовые черты отдалённых северных захолустьев. 
Литературные уроки
Архангельской областной научной библиотекой им. Н. А. Добролюбова к юбилею русского поэта и писателя подготовлена виртуальная экскурсия «Мороз, Красный нос»: иллюстрированные издания поэмы Н. А. Некрасова». Среди экспонатов - несколько редких изданий поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос», в том числе, – рукописная книга последней четверти XIX в. Приглашаем всех желающих посетить литературные уроки, посвященные жизни и творчеству писателя.
Портрет Константина Вылко, 1900 г.

Во время зимовки познакомился Борисов с четырнадцатилетним ненецким подростком Ильей Вылкой, будущего известного ненецкого художника Тыко Вылко. Борисов нарисовал углем портреты двух своих спасителей, Максима Пырерки и отца Тыко Вылка - Константина (Ханец) Вылка, смелого охотника, убившего на своем веку более 100 белых медведей. С начала зимовки и до ее окончания Борисов упорно писал картины и делал портреты самоедов. За зимовку он создал целую серию портретов новоземельских ненцев, которая хранится в отделе рисунков Русского музея.

Художник Николай Шабунин
Но не успел. В последней поездке на Мезень, зимой 1907 года, он простудился и умер в возрасте 40 лет. Многие задумки и почти готовые этюды талантливого художника-земляка оказались неоконченными и забытыми. 
Карта Новой Земли

В Архангельск экспедиция Александра Алексеевича Борисова вернулась 5 сентября 1901 года. В ходе экспедиции путешественники вели метеорологические наблюдения, собирали геологические, ботанические и зоологические коллекции, обследовали и наносили на карту берега заливов, давая бухтам, проливам, горным вершинам и мысам имена художников, ученых и тех, кто способствовал освоению Севера. Благодаря Борисову на карте Новой Земли увековечены имена многих русских художников: мысы Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Верещагина, Репина. 

Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Произведения Николая Авенировича Шабунина находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее. В Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» города Архангельска имеется пять этюдов северного живописца. К сожалению, большинство северных картин Шабунина не сохранилось.
«Страна смерти», 1903 г.

Одним из главных результатов экспедиции стали сотни эскизов и этюдов, послуживших темой монументальных полотен, созданных Борисовым по возвращении с Новой Земли. Картина «Страна смерти» была центральным экспонатом выставки в Белом зале Зимнего дворца, устроенной для Николая II и царской семьи 1 марта 1903 г. Император Николай II приобрел для себя эту картину и несколько картин для Русского музея и заказал еще пять картин по выбору художника. 

Портал «Культурное наследие Архангельского Севера» www.cultnord.ru
На портале «Культурное наследие Архангельского Севера» можно ознакомиться с путевыми заметками художника «Северный край и его жизнь» и статьей академика Н.И. Кондакова о художнике, написанной в 1908 году для сборника Сборника Отделения русского языка и словесности императорской академии наук: Том LXXIV, №1
Борисов на одной из выставок в Европе

Участие Александра Алексеевича Борисова в выставках, которые проходили в 1900-1907 годах в Европе сделало его имя известным не только в России. Сегодня работы А. Борисова хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Вологодской картинной галерее, Ненецком окружном музее и других музеях России. 

За заслуги в изучении Новой Земли и русского Севера увековечено и имя самого художника

Александр Борисов был верен Северу, вся его творческая и научная биография связана с Крайним Севером. За заслуги в изучении Новой Земли и русского Севера увековечено и имя самого художника - одному полуострову Новой Земли дано имя - полуостров Борисова. 



Александр Борисов - первый полярный художник
Борисов писал путевые очерки, в которых говорил о природных богатствах края и о бедственном положении коренного населения. В фонде АОНБ имени Н.А. Добролюбова есть сочинения полярного исследователя и художника Александра Борисова, в том числе издание 1905 года «У самоедов. От Пинеги до Карского моря», где художник описал свои путешествия.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с Путеводителем по интернет-ресурсам, на страницах которых представлена информация о жизни и творчестве художника Александра Алексеевича Борисова.

Библиотека станции Ерцево
Ядром выставки явились книжные документы из фонда Ерцевской библиотеки Коношского района, которая всегда была интеллектуальным и культурным центром поселка. В 1930-40-е годы здесь начал формироваться фонд из закупленных в столичных магазинах книг, частных коллекций репрессированных лиц, служебных библиотек страны, а также лагерных собраний Соловецких островов (УСЛОН), Онеги (Онеглаг), Беломорско-Балтийского канала (ББК ОГПУ) и других изданий из спецхрана Управления лагерей.
Первые поступления

Первыми поступлениями в фонд отдела стали две книжные коллекции, подаренные губернатором Александром Платоновичем Энгельгардтом и вице-губернатором  Дмитрием Николаевичем Островским. 

30 августа 1833 года состоялось торжественное открытие библиотеки
Возникла Архангельская публичная библиотека, как и большинство губернских библиотек, по инициативе президента Императорского Вольного экономического общества адмирала Николая Семёновича Мордвинова. Церемониал открытия библиотеки как очень важного для города события был утверждён архангельским гражданским губернатором Ильёй Ивановичем Огарёвым. «После окончания службы в Свято-Троицком кафедральном соборе праздник продолжился в специально выделенном для библиотеки помещении - в здании двухэтажного корпуса приказа общественного призрения, которое располагалось на берегу Двины». 
 
На рисунке: панорама с видом города из "Атласа Архангельской губернии" (1797 г.) 
Станция Ерцево
Станция Ерцево возникла в северных лесах в 1930-е годы как разъезд для лесозаготовок и стала центром передислоцированного сюда Каргопольского исправительно-трудового лагеря.
Дар губернатора

Александра Платоновича Энгельгардт преподнес в дар коллекцию книг - 195 экземпляров, многие из которых были посвящены нашему краю.

Менялись названия, менялись адреса...
Впоследствии библиотека размещалась в разных помещениях города и сменила немало названий. Она была городской и губернской, носила красивое название «Дом книги имени Ломоносова». С образованием Северного края стала именоваться Краевой научной библиотекой. В честь 100-летнего юбилея Николая Александровича Добролюбова библиотеке было присвоено его имя. 

На фото: здание Архангельской городской думы с кирпичной пристройкой (слева), в которой с 1903 года размещался читальный зал библиотеки. Почтовая открытка.
«Заклейменные» лагерными штампами
На выставке были представлены издания книжной коллекции русских классиков конца XIX – начала XX века, книги общественно-политического и справочного характера, «заклеймённые» лагерными штампами.
Печатные наклейки

На многих книгах до сих пор сохранились печатные наклейки с текстом: «Дар Архангельского губернатора камергера двора Его Императорского Величества действительный статский советник А. П. Энгельгардт».

Из первых статистических отчётов
«В 1837 году число посещавших библиотеку простиралось до 50 человек, в числе коих была одна женщина; пользовалось получением книг на дом 38 человек (37 мужчин и одна женщина), по сословиям: дворян 4, чиновников 18, купеческого и мещанского сословия 16, от которых за пользование книгами поступило 202 рубля, что составило на человека по 6 рублей 89 копеек. А в 1902 году было выдано 625 билетов 172 подписчикам на сумму 255 р. 30 к. Лиц, посетивших читальный зал, было 7786 человек, из коих мужчин 7214 и женщин 572 (принимая каждое посещение за отдельное лицо)».

На фото: читательский билет Архангельской публичной библиотеки (1901 г.).
«Собрание репрессированных изданий»
Часть этих книг смело можно назвать «собранием репрессированных изданий», поскольку они разделили горькие судьбы их владельцев, узников Каргопольлага. Так, на книге Н.К. Пиксанова «Грибоедов и Мольер: переоценка традиции» (М., 1922) имеется авторский дарственный автограф, но адресат его неизвестен – фамилия вырезана из книги. На книге «Литературные мечтания» В.Г. Белинского – штамп «Библиотеки студентов С.-Петербургской…», где красным карандашом вычеркнуты два слова – «…духовной академии».
Дар от вице-губернатора

Примеру Александра Платоновича Энгельгардта последовал вице-губернатор Архангельска Дмитрий Николаевич Островский. Он преподнес в дар библиотеке свою книжную коллекцию - 340 экземпляров книг, также посвященных Северу России и её зарубежным соседям: Швеции, Финляндии, Норвегии. 

Первые книги фонда библиотеки
Открытию библиотеки предшествовали три года сбора средств и книг для наполнения фондов. В 1833 году Архангельская публичная библиотека имела 20 названий книг в 317 томах, которые помещались в двух шкафах, а по окончании первого десятилетия – 2021 название в 2482 томах. Среди первых дарителей: министр финансов России Егор Францевич Канкрин, пожертвовавший в пользу публичных библиотек «Журнал горный и мануфактур» и «Коммерческую газету»; коллежский советник, ученый и издатель Николай Прокофьевич Щеглов, подаривший журнал «Указатель открытий по физике, химии, естественной истории и технологии» и все другие сочинения им изданные. 

На фото: фрагмент выставки «…день толико радостный для России…», где представлены книги, положившие начало фонду библиотеки в 1833 году.
Документ о назначении А.Г. Тышинского на должность библиотекаря от 10 апреля 1867 года
Среди первых библиотекарей: С 1850 по 1858 гг на должность заведующего и библиотекаря был назначен Жуковский, член от дворянства в строительной и дорожной комиссии, который очень деятельно занимался библиотекою и даже распространил свою деятельность на уезды, где по его предложению основаны уездные библиотеки.
Библиотека значительно пополнилась в 1835 году
Императорская Академия наук и Вольное экономическое общество подарили Архангельской губернской публичной библиотеке 600 экземпляров книг. Среди них были сочинения Гомера, Софокла, Эзопа, М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, Л. Эйлера, К. Линнея. На форзаце этих книг имелась запись: "Пожертвована Императорскою Академиею Наук Архангельской Губернской Публичной Библиотеке в 1835 году. По реестру пожертвований №..."

На фото: запись на форзаце книги о пожертвовании

Дар от Копенгагенского общества северных антиквариев
Сохранился архивный документ ещё об одном пожертвовании для библиотеки от 20 октября 1848 года:
"Господину Архангельскому Военному Генерал Губернатору. Копенгагенское Общество Антиквариев  доставило в Министерство Народного Просвещения тюк с книгами, принесёнными в дар публичной библиотеке в Архангельске. Препровождая при сем означенный тюк к Вашему Превосходительству, покорнейше прошу приказать доставить оный по принадлежности и о получении почтить меня Вашим уведомлением. Министр Народного Просвещения".

На фото: копия документа
Имена
На книжных знаках и владельческих записях репрессированных лиц встречаем имена: балерины Большого театра Лидии Бектабековой, инженера из Сталинграда Владимира Яковлевича Дулькина, Александра Францевича Яшке, Григория Захаровича Родштейна из Курска, С.И. Иванова, Н.В. Бернацкого, А.Г. Шикъ, семьи Алексеевых и многих-многих других…
Дар от Статистического комитета

25 апреля 1898 года газета «Архангельские губернские ведомости» писала, что «в числе изданий которые составят отдел «Русский Север», войдет часть книг библиотеки Статистического комитета. Вместе с тем комитет надеется пополнить отдел о Севере пожертвованными книгами».

Из первых Правил библиотеки
«Желающие пользоваться чтением книг в библиотеке допускаются к тому два раза в неделю: в понедельник и четверг с 6 до 9 часов пополудни, и в то же время могут являться и желающие получить книги для чтения на дом».  

На фото: читальный зал Архангельской публичной библиотеки после 1903 г.
Первый печатный каталог

В 1898 году издан первый отдельный печатный «Каталог отдела «Русский Север» Архангельской городской публичной библиотеки». В него вошло 274 издания. Литература была систематизирована по разделам: «Духовная литература», «История» и т.д. Полный текст каталога на сайте электронной краеведческой библиотеки "Русский Север".


Обновления фонда

За 180-летнюю историю Архангельской областной научной библиотеки имени Н.А. Добролюбова фонд отдела испытал несколько крупных книжных вливаний. В первые годы Советской власти в библиотеку поступили книги научной библиотеки Архангельского общества изучения Русского Севера, часть библиотеки духовной семинарии, книги, изданные в период существования Временного правительства Северной области.

Экслибрисы служебных библиотек
Целый пласт в собрании – книги с экслибрисами служебных библиотек. Представлены штампы: «Книжный магазин И.И. Куколевского в Харькове», «Лечебница для нервно- и душевнобольных М.А. Любушиной», «Косинская библиотека-читальня Орловского земства», «Библиотека Новгородской Казенной Палаты», «Библиотека СПБ Железнодорожного клуба», «Библиотека 2-го Кадетского корпуса Императора Петра Великого», «Из книг Общества для закладки движимого имущества в СПБ» и др.
Особая ценность

Особой ценностью отдела «Русский Север» являются редкие книги и местная дореволюционная периодика. В целях сохранности эти издания переведены в специальный раздел «Раритет».

Из первых обязанностей библиотекаря
«Главные обязанности библиотекаря: а) целость книг и содержание их в порядке; б) сочинение и продолжение систематических каталогов; в) приём посетителей и доставление им нужных книг.»

На фото: фрагмент Устава Архангельской публичной библиотеки от 17 июля 1887 г.
Два тома
Два тома «Энциклопедического словаря» Издательства братьев Гранат 1913 года издания имеют синий оттиск прямоугольного штампа на форзаце и бескрасочное тиснение на титульном листе. Эти книги принадлежали Библиотеке Государственной Думы России.
Электронная краеведческая библиотека «Русский Север»

Большинство редких книг и местной дореволюционной периодики оцифрованы и представлены в Электронной краеведческой библиотеке «Русский Север», в том числе в сети Интернет на одноименном сайте.

Первая женщина-библиотекарь
В XIX веке библиотекарями могли быть только мужчины. В 1869 году Анна Соболева, дочь коллежского советника, подала прошение на имя архангельского губернатора с просьбой о принятии ее на должность библиотекаря Архангельской публичной библиотеки. И в нарушение традиции, запрещающей принимать на работу в государственные и общественные учреждения женщин, стала первой женщиной-библиотекарем Архангельской библиотеки. Но после очередной ревизии о нарушении традиций и закона стало известно министру внутренних дел. И, предположительно в 1870 году, Анна Соболева была снята с занимаемой должности. 

На фото: прошение Анны Соболевой 
Книги из библиотек других лагерей
Часть книг Ерцевского собрания Каргопольлага поступила из библиотек других лагерных центров северо-запада Европейской части СССР. Эти книги «заклеймены» лагерными штампами Культурно-воспитательного отдела Беломорско-Балтийского канала Объединённого государственного политического управления и др. – «7-е отделение. Белом.-Балт. Испр.-Трудов. Лагерь», «Центральная Библиотека КВО ББК ОГПУ», «Беломорско-Балтийский канал. Центральная Библиотека КВО», «Парткабинет Беломорско-Балтийского Райкома ВКП (б)», а также штампами библиотек Управления Онеглага НКВД СССР и Обозерского лагпункта.
Отдел краеведения сегодня

Сегодня отдел краеведения «Русский Север» Архангельской областной научной библиотеки имени Н.А. Добролюбова обладает уникальной коллекцией изданий северной тематики, начиная с первой половины 19 века и до нынешнего времени. Это самое крупное в России собрание на тему «Архангельская область в ее исторических и современных границах».

В 1898 году был открыт отдел "Русский Север"
Все книги, имеющие отношение к Северу России, были выделены в особый фонд. Основу этого крупнейшего в регионе собрания краеведческих документов заложили еще архангельский губернатор Александр Платонович Энгельгардт и вице-губернатор Дмитрий Николаевич Островский. В него вошли 535 ценных книг о севере России, о Норвегии, Швеции и Финляндии. До 1902 года читатель мог получить книги из этого фонда только с разрешения губернатора. Сегодня краеведческий фонд «Русский Север» включает более 35 тысяч изданий, многие книги являются библиографической редкостью и представляет огромную духовную и материальную ценность нашего края. 

На фото: губернатор Александр Платонович Энгельгардт
Первые историографы библиотеки
Автором первого исторического очерка об Архангельской публичной библиотеке был Александр Григорьевич Тышинский, который заведовал библиотекой в 1864-1868 годах. Очерк был опубликован в одном из номеров газеты «Архангельские губернские ведомости».   В 1910 году вышла в свет книга историка и архивиста Николая Александровича Голубцова "Исторический очерк Архангельской публичной библиотеки". А в 1937 году вышла книга заместителя директора Северной краевой научной библиотеки Сергея Васильевича Клюева «История областной библиотеки».

На фото: титульный лист книги Н.А. Голубцова
Первое имя, первый статус
В 1925 году в ознаменование 160-летней годовщины со дня смерти М. В. Ломоносова Дом книги в г. Архангельске был переименован в Дом книги им. М.В. Ломоносова. А в 1931 году библиотека стала называться Северной краевой научной библиотекой.
На тот момент уже было образовано большинство современных отделов библиотеки. Кроме того, при библиотеке имелся небольшой музей наглядных пособий: в нем были собраны картины и предметы искусства.

На фото: здание Северной краевой научной библиотекой (почтовая карточка)
Первые профессиональные курсы
В 1920-х годах библиотека организует курсы избачей и библиотекарей. А в 1926 году состоялись первые библиотечные курсы, практикум для подготовки городских библиотекарей, которых обучали работе с отраслевой литературой.

На фото: слушатели первых библиотечных курсов
Библиотекари
В 20-30-е годы XX века среди сотрудников библиотеки было много интересных людей. Среди них: палеограф-историк, археограф, первый руководитель отдела редких книг - Иустин Михайлович Сибирцев, сестра художника и сказочника Степана Писахова, сотрудник библиотеки - Серафима Григорьевна Писахова, библиограф и краевед Андрей Николаевич Попов. Лично Поповым и под его руководством были выпущены в свет интереснейшие краеведческие и библиографические издания, в том числе первая "Архангельская книжная летопись" (1925).  

На фото: сотрудники Дома книги (фотография 1920-х гг.)

Вступая во второе столетие
11 ноября 1933 года работники библиотеки и представители краевых учреждений собрались на торжественное заседание по случаю 100-летнего юбилея Северной краевой научной библиотеки. 
Из приветственного адреса  Севкрайисполкому: "Присутствующие на собрании с величайшим удовлетворением и гордостью констатируют ещё об одной крупной победе к 16-й годовщине Октября на фронте культурного строительства Северного края. Этой победой является Краевая научная библиотека - крупнейший культурный центр Северного края".
 
А в 1936 году в честь столетнего юбилея со дня рождения Н.А. Добролюбова библиотеке было присвоено его имя. Она стала называться Северная краевая научная библиотека им. Н.А. Добролюбова.

Продолжение следует...

История длиною в двадцать лет
Сто лет назад, в разгар Первой мировой войны, в Архангельске было открыто регулярное трамвайное движение. Вопрос о создании в Архангельске трамвайной линии возник еще в конце 19 века. В ноябре 1896 года состоялось заседание городской думы, где гласные впервые обсуждали эту исключительно важную для Архангельска тему. Однако до первого пуска трамвая история затянулась ровно на двадцать лет. Основной причиной, сдерживавшей строительство, было отсутствие в Архангельске достаточно мощной электростанции.
Начало
Кинотеатры стали открываться в Архангельске в начале 20 века с появлением в городе электричества и первоначально назывались электротеатрами. Киноаппарат приводился в действие электрогенератором, а тот в свою очередь - керосиновым двигателем.
Судьба и наследие Андрея Николаевича Попова
13 октября (1 октября - по ст. ст.) 2015 года исполняется 125 лет со дня рождения Андрея Николаевича Попова. Имя Андрея Николаевича хорошо известно архангельским историкам и всем, кто занимается историей Архангельского Севера. 

Замечательный архангельский краевед и библиограф, автор более 240 печатных трудов, он был также талантливым журналистом. Активно печатался в дореволюционных газетах, позже, в советское время был автором газеты «Правда Севера», которая тогда носила название «Волна». Большая часть этих работ проникнута сильным чувством гражданственности и патриотизма, любви к родному краю.
Литература Архангельского Севера

«Если описывать литературную ситуацию Архангельского Севера в образном ключе, то получится картина, приближенная к реальному пейзажу нашего края: ни горных цепей, ни недоступных вершин, ни тропических красок, ни экзотических растений, а бескрайние равнинные дали, поросшие тайгой и выходящие к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана. Ровный, спокойный, привычный пейзаж, неброский, но щемяще-родной. Такая у нас и литература: не стремящаяся поразить, ошеломить или завлечь читателя, но кажущаяся многим северянам более близкой и родной, чем постмодернистские игры столичных авторов.
Общие черты, присущие творчеству самых разных писателей, живущих сегодня в Архангельской области, проявляются вполне отчетливо: это несуетность, отсутствие стремления во что бы то ни стало следовать литературной моде, подчеркнутая приверженность традиции, которые сочетаются с ориентацией на интерес к самым глубинным, сущностным проблемам бытия.»

Е. Галимова, Е. Кузьмина

Литературный Север

Великий русский романтик
23 августа 2015 года исполнилось 135 лет со дня рождения Александра Степановича Грина (Гриневского) - выдающегося русского писателя-романтика. Имя Александра Гриневского тесно связано с Севером. Более полутора лет (с ноября 1910 года по май 1912 года) Александр Степанович провел в архангельской ссылке. Здесь им были написаны рассказы, с которых начался большой русский писатель Грин.
Уникальный источник
Великая Отечественная война - один из самых трагических периодов в истории России и Архангельского Севера. Уникальным источником этого периода служит областная газета «Правда Севера». Сообщения, опубликованные в ней, несут на себе следы времени, хранят историческую память о войне. Архангельск: весна 1945 года...
Личная библиотека Ксении Петровны Гемп
В 1998 году Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова стала обладательницей части личной библиотеки Ксении Петровны Гемп в объеме более 3000 экземпляров различных изданий. В собрании особый интерес представляет коллекция книг с автографами, насчитывающая около 150 экземпляров. Дарственные надписи, оставленные на этих книгах, показывают историю взаимоотношений Ксении Петровны с выдающимися людьми эпох, открывают подробности жизни известной архангелогородки.
Особенный подарок
Книги из домашней библиотеки, значки, фотографии, личные вещи, а также рукописи, копии документов и другие материалы, которые Владимир Николаевич Булатов кропотливо собирал для своей исследовательской и научно-популярной работы - всё это было передано в фонд Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова его дочерью Викторией Владимировной.
Степан Григорьевич Писахов сам никогда не иллюстрировал свои сказки.
А чужим иллюстрациям от души радовался. Считал, что каждый имел право на своё прочтение его сказок. Этим он и дорожил. Десятки художников их оформляли, почти у каждого есть находки.
Своеобразный вид изобразительного искусства
15 апреля день памяти Михаила Васильевича Ломоносова. Образ великого ученого отражен не только в памятниках, картинах, художественных произведениях, учреждении наград, конкурсов, медалей, в географических названиях, но и в таком своеобразном виде изобразительного искусства, как рисунок почтовой марки и рисунок почтового маркированного конверта.

В разное время были выпущены конверты, связанные с именем и образом Михаила Васильевича. Некоторые из них имеют оригинальные марки (это марки, которые печатаются на конвертах (карточках) и отдельно от них не выпускаются) и специальные гашения (это гашения, приуроченные к каким-либо датам, событиям; к ним готовят и специальные штемпели в отличие от применяемых почтовыми служащими в повседневной работе календарных штемпелей).
Штампы подразделений Каргопольлага
Основная часть книг коллекции имеет на своих страницах штампы подразделений Каргопольлага: «Каргопольлаг НКВД-СССР. КВО», «Управление Каргопольлага НКВД СССР», «Отдельный отряд охраны Управления Каргопольского исправительно-трудового лагеря НКВД», «Ст. Ерцево, Сев. жел. дороги, п/ящик № 233».
Выставка «Дар бесценный»: первые книги отдела «Русский Север»

Уникальные раритетные издания XIX – начала ХХ века из коллекций Андрея Платоновича Энгельгардта и Дмитрия Николаевича Островского, книги с автографами авторов, литература, с которой началось формирование фонда отдела «Русский Север»  представлены на выставке «Дар бесценный: первые книги отдела «Русский Север».

Архангельский литературный музей

Первый литературный музей на Севере

Основатели музея — литераторы супруги Егоровы, Борис Михайлович и Людмила Владимировна. Для посетителей музей открылся 3 марта 1995 года выставкой «Федору Абрамову — 75 лет». Позднее были созданы постоянно действующие экспозиции, посвященные жизни и творчеству Б.В. Шергина, С.Г. Писахова, М.В. Ломоносова, В.В. Личутина, Н.М. Рубцова, Е.С. Коковина, Иоанна Сергиева (св.прав. Иоанна Кронштадского) и др. Рубленный крестьянский дом с коньком на крыше — символ Архангельского литературного музея.

В фонде музея подлинные фотографии, письма и рукописи писателей и поэтов Русского Севера: дневники, рабочие тетради, фотографии, личные документы Бориса Викторовича Шергина (подарены писателем Юрием Галкиным); личные вещи сказочника Степана Писахова (дар архангелогородски Лины Андреевны Крупцовой) и многое другое.

Семейный архив потомков А.С. Пушкина
Уникален семейный архив прямых потомков А.С. Пушкина: деревянный сколок с крышки гроба Александра Сергеевича Пушкина, семейные фотографии, личные вещи, документы и переписка потомков Пушкина начиная с первого поколения. Все это было подарено праправнучкой Поэта Ириной Евгеньевной Гибшман. В музее хранится коллекция книг с произведениями А.С. Пушкина, изданных на 29-ти языках мира. (Входит в музейную экспозицию «Пушкин из-за рубежа» и постоянно пополняется новыми дарениями).

Подробнее о музее: http://writers.aonb.ru/map/arkh/off_lit.htm

Контакты: http://www.museum.ru/M2162

Источник: По материалам буклета Архангельского литературного музея, изданного к 10-летию музея

Дом-музей Иосифа Бродского «Норинская»

13 марта 1964 года поэт, будущий лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский был приговорен к пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. Он был сослан в Коношский район Архангельской области и поселился в деревне Норенская.

Из интервью:

«У кого же вы там, в деревне поселились?

Сначала — у Таисии Пестеровой...А потом — у Константина Борисовича Пестерова и его жены Афанасьи Михайловны. Они жили в двух избах: летом в летней, а когда зима наступала, они переселялись в зимнюю избу. И, поскольку мне не так уж много пространства и надо было, я снимал у них зимой летнюю избу, а летом — зимнюю.»

Автор: АОНБ им. Н.А. Добролюбова
Назад к списку историй