И в Министерстве культуры есть истории с продолжением. В рамках Всероссийской выставки "Лики России" проходил конкурс творческих работ "Экспонат" для школьников и студентов средних специальных заведений. Победитель Алексей Черников продолжил сотрудничество с министерством культуры, теперь уже в рамках внештатного корреспондента.
Энди Уорхол… Даже в его имени слышится что-то дерзкое, эпатажное, новое. Эта личность навсегда останется в истории. Потому что за ним – сама история. Потому что за ним – наш прогресс, наша жизнь, да и сами мы.
Что же так привлекало современников к Уорхолу? Его творчество? Безусловно. Но мне кажется, что, в первую очередь, сам образ его жизни, сам имидж короля поп-арта, поражающий своей экспрессией и вседозволенностью, притягивал людей.
Может показаться, что Энди с малолетства был приучен к среде вечного праздника, где всякий раз собиралась и веселилась богема, но на самом деле он был рожден в семье небогатых эмигрантов из Словакии. Материальное положение всегда волновало Уорхола; когда Андрей (а именно так на самом деле звали художника) был еще подростком, у него даже сформировался комплекс неполноценности на этом фоне.
Сокурсники Уорхола за скромность и большие круглые очки прозвали его «интеллигентным белым кроликом». Но этот образ сразу не полюбился ему, и когда начинающий художник переехал в Нью-Йорк, то тут же сменил свой гардероб. В Нью-Йорке он нарисовал первые образцы социальной рекламы против наркотиков и работал в различных изданиях. Но чтобы войти в богемное общество, которое так привлекало Уорхола, ему нужна была всемирная слава, а не кратковременный успех. Слава же, как казалось Андрею, начинается с имиджа. Поэтому он бросает все, перестает работать на издательства, меняет свой стиль, направление в искусстве, и, самое главное, - свое имя. Теперь его зовут чисто по-американски: Энди Уорхол. Теперь он – другой человек.
Вскоре он стал вхож в среду богатых людей, его приглашали на банкеты, открытия, принимали как своего в кругах творческой интеллигенции. Но и этого было недостаточно для неутомимого искателя славы. И как только в Америку приходит поп-арт, Уорхол тут же начинает экспериментировать с ним. Вспомнив свое детство, Энди делает аппликации из газетных вырезок, реклам и комиксов. Его привлекали герои мультфильмов, кислотные вывески на магазинах, «Макдональдсы», словом, «…все те классные вещи», которые стирали грань между искусством поп-арта и реалиями современной жизни. Творчество Уорхола быстро привлекло внимание людей, а в 1952 году прошла его первая персональная выставка. Между тем художник проводит эксперименты на своей публике: он кладет огромный холст на тротуар, а прохожие оставляют на нем отпечатки своих ног.
Уорхол замечает за публикой усталость от возвышенного искусства. Люди того времени хотели не скрывать свои слабости, а гордиться ими! И тогда эпатажный гений начинает рисовать банки супа «Кэмпбэл», бутылки Кока-Колы, рекламу гамбургеров, знаки доллара, в общем, тот материальный мир, который был необходим всем американцам. Всеобщий восторг публики Уорхол наблюдал в 1962 году, когда открыл свою очередную выставку. А затем он создал всемирно известную серию портретов Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Мохаммеда Али и Элизабет Тейлор. И тут Энди снова не прогадал с настроением публики: период 60-ых годов в Америке был ознаменован появлением новых кумиров. Работы свои он «готовил» при помощи шелкографии, ведь краски – это материал устаревший. Сам Уорхол говорил: «Я пишу картины именно так, а не иначе, потому что хочу быть машиной». Идея создания вечного конвейера искусства так привлекала Энди, что он решил сформировать собственную фабрику. Открылась она в 1963 году. Фабрика тут же стала местом сборища всех эксцентричных личностей города, именно тогда начались истории про наркотики и скандалы с прессой. А вскоре Уорхол прямо там же, в мастерской, начал снимать фильмы. Сниматься в них мог любой желающий. «Главное – быть самим собой, делать все, что вздумается», - утверждал Энди.
Импаер Билдинг – самое высокое на тот момент здание Нью-Йорка – интересовал новоявленного режиссера больше всего остального. В 1964 году он, забравшись на крышу соседнего 44-этажного дома, в течение шести часов снимал верхнюю часть Импаера. Премьера фильма длилась больше восьми часов. По окончании сеанса зал рукоплескал. На первый взгляд, кадр не менялся, а значит, что сюжета, как и смысла, в фильме не было. Но если подумать, то получится, что Уорхол показал современникам само течение времени… А в этом он уже похож на импрессионистов (сравните, например, «Руанский собор» Моне и «Импаер Билдинг» Уорхола).
Когда Энди поссорился со своим другом - танцором Фредди Херка – и выгнал его со своей фабрики, тот пришел домой и, выпив смертельную дозу ЛСД, прыгнул из окна. Раздосадованный смертью Фредди, Уорхол твердил своим знакомым: «Но почему он не предупредил меня об этом?.. Мы ведь могли снять на пленку, как он падает!»
А потом – Энди влюбился. В девушку по имени Эди Седжвик, выросшую в семье миллионеров. И он снимал ее во всех своих новых фильмах. «Я сделаю тебя королевой фабрики», - говорил ей Уорхол. Всего за год она приняла участие в съемках 12 картин, и тысячи женщин по всему миру завидовали ей. Но через год Эди променяла художника Энди Уорхола на певца Боба Дилана. Энди страшно ревновал ее, не находил себе места… Но в конце концов он отпустил и заменил Эди на другую, очень похожую на нее девушку. Актриса умерла в 1971 году от передозировки наркотиками, а Уорхол даже не приехал на ее похороны.
В 1968 году он сам оказался на грани жизни и смерти. 3 июня Валери Соланас, писательница и рьяная феминистка, бывшая актриса, играющая в фильмах Уорхола, ворвалась на фабрику и три раза выстрелила Энди в область живота. Врачи спасли его, но жизнь художника с этого времени круто изменилась. Придя в сознание через 3 дня после операции, единственное, о чем расстроится Уорхол, так это то, что в газетах почти не упомянули о покушении на его жизнь:
все издания пестрели об убийстве Роберта Кеннеди, произошедшем 5 июня. Выписавшись из больницы, Энди будет до конца своих дней носить корсет, так как врачи неправильно сшили мышцы живота. Зато он станет позировать со своими шрамами для фотографий…
…В 70-ые годы пик популярности Уорхола пройдет. Заседания богемы в здании его фабрики прекратятся, начнется размеренная жизнь, впереди его ждут светские тусовки, работа над новым циклом портретов, написание собственной философии… В 1975 году Уорхол побывал в Москве, но в столице СССР ему не понравилось: там не было «Макдональдса». Выставки художника проходили в Италии, Голландии и других европейских странах. Под конец жизни он заявил, что чистое творчество его больше не привлекает, и отныне он, Энди Уорхол, будет работать лишь на заказ.
В феврале 1987 года он ложится в больницу на операцию по удалению желчного пузыря. Операция, кстати, прошла успешно. Казалось бы, ничто не угрожало жизни великого гения, однако утром 22 февраля санитарка обнаружила лежащего на своей кровати Энди Уорхола мертвым. Все свое многомиллионное состояние он передал в личный фонд, чтобы оттуда деньги отправлялись в помощь молодым художникам.
…Его называли человеком-легендой. Вся жизнь Уорхола была и эпатажем, и страстью, и все-таки искусством, ибо суть искусства – отображение мыслей автора о действительности. Сам Энди сделал из себя, из своего тела, из своей жизни – произведение, равных которому уже никогда не будет. Но будут новые. И я уверен, что в нынешней обстановке невозможно не появиться какому-то новому направлению в искусстве и, самое главное, - новому гению.