В колледже культуры и искусства попрощались со старейшим преподавателем
10 января 2017
Вениамин Павлович Поляков ушел из жизни 29 декабря 2016 года, не дожив немного до своего 95-летия… Фронтовик, актёр, режиссёр, преподаватель, он олицетворял собой целую Вселенную, единственную в своей уникальности и интеллектуальной насыщенности…
…Его жизнь и судьба были сопряжены с историей страны, с её одним из самых драматических периодов – Великой Отечественной войной. Когда 22 июня 1941 года Германия всей своей технической мощью обрушилась на Советский Союз, уроженец Кировской области, актёр и режиссёр Уржумского театра, Вениамин Павлович находился на гастролях в Марийской республике. Через месяц, 22 июля, 19-летнего юношу призвали... Вениамин Павлович прошел подготовку в Смоленском пулеметном училище и, получив через шесть с половиной месяцев лейтенантские погоны, был направлен в действующую армию... Военное лихолетье, тяжелое ранение, госпитали – суровая школа жизни, которая, с одной стороны, закаляет настоящих людей, делая их физически и нравственно более стойкими, а с другой - обостряет в них чувство личной причастности ко всему, что происходит в истории не только страны, но и человечества… Вениамин Павлович никогда не терял веры в Добро, Справедливость и Милосердие, и вся его жизнь и в годы войны, и после – тому подтверждение.
«Одна, но пламенная страсть» была присуща Вениамину Павловичу на протяжении всего его земного пути – это Любовь к театру как в конкретном контексте, так и в широком, метафорическом смысле. Сначала это, конечно, Уржумский театр, затем Волгоградский и наконец – Северодвинский. Актёр, режиссёр, директор – в каждой из этих ипостасей Вениамин Павлович проявлял себя ярко, талантливо, а в непростые времена – по-настоящему мудро. И еще один театр – Онежский народный – стал для Вениамина Павловича долгим прощанием с профессиональной режиссёрской работой. Только в 2005 году он, по настоянию близких, прекратил поездки в Онегу, но это не означало – забыл. К нему по-прежнему обращались за советом, консультацией и просто за человеческим общением…
…Театр всегда занимал в жизни Вениамина Павловича важнейшее место. Именно театру он отдавал и любовь, и страсть, и творческую энергию, ибо всегда знал – искусству Мельпомены нельзя служить вполсилы. Только полная самоотдача – другого своенравная богиня не приемлет.
Где бы ни работал Вениамин Павлович, там всегда царило самозабвенное творчество во славу театра! Его жизнь подтверждает простое правило: достойная и одарённая личность всегда найдет применение своему таланту. Поэтому Архангельский колледж культуры и искусства – явление закономерное в профессиональной и личной биографии этого удивительного, талантливейшего, интеллигентного в самом высоком смысле Человека. Педагогическая деятельность Вениамина Павловича была направлена на приобщение студентов колледжа к театральному священнодействию, формирование у них духовных и эстетических потребностей, основанных на истинной красоте и гармонии.
…Выпускники театрального отделения разных лет с благодарностью вспоминают Мастера и его преданность профессии, сосредоточенность на достижениях человеческого духа, столь мощно проявляющего себя на сцене во все времена и эпохи! Он помогал студентам приобщаться к источнику Вечной красоты, вел по лабиринтам познания, учил создавать Прекрасное в собственных душах и на подмостках театра!
…Вениамин Павлович стал знаковым этапом исторической судьбы колледжа, в которую все мы – преподаватели, сотрудники, студенты, выпускники – так или иначе вовлечены в силу наших профессиональных и личностных интересов и пристрастий. Уходят лучшие, и прощание с ними всегда долгое, пронзительное, сокровенное… Так не хочется говорить: «Прощайте, Вениамин Павлович…» И тем не менее, - сказать нужно… Но это «прощайте» относится только к земному существованию Вениамина Павловича, а во вселенском масштабе мы всё равно остаемся близкими и родными друг другу людьми… Ибо у Вечности нет границ – значит, Любовь бессмертна.
О. Дойкова
Колледж культуры и искусства