Областной туристско-информационный центр провел опрос среди путешественников с целью узнать, что они могли бы посоветовать привезти из Архангельской области в качестве сувенира
Всего в опросе участвовали более 150 человек, 92% из них – женщины в возрасте от 25 до 44 лет (56%) и от 45 до 64 лет (36%). Наиболее активно на вопросы отвечали архангелогородцы (83%), остальные ответы приходили из разных уголков России и даже мира – Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Белгорода, Московской и Архангельской областей, Варшавы, Лондона и Осло. Сбор информации проводился по двум блокам: классический сувенир и гастрономический сувенир.
На вопрос первого блока «Какой сувенир вы бы привезли (посоветовали туристам) из путешествия по Архангельской области?» наиболее популярными ответами оказались косметические средства на основе водорослей (17%) и щепная птица счастья (15%).
Почти одинаковое число голосов было отдано сувенирам с одной из местных росписей и каргопольской глиняной игрушке (13% и 12% соответственно). Одинаковое внимание было уделено (по 10%) изделиям из кости и современным брендам (свитшоты и футболки с принтами, платья и сарафаны от местных дизайнеров, бижутерия и аксессуары). В меньшей степени путешественники предпочитают покупать на память художественные изделия из бересты, текстиль, краеведческую литературу и открытки с магнитами.
Кроме предложенных вариантов ответов, люди высказали собственные идеи сувениров. Например, из путешествия по Поморью они посоветовали бы знакомым привезти варежки с орнаментальным вязанием – практичный сувенир, нося который турист вспоминал бы о поездке на Север. Кто-то назвал глиняные свистульки, выполненные в форме арктических животных (моржей, белух, тюленей и других), и авторские текстильные работы. А кому-то было бы интересно приобрести макеты поморских карбасов, глиняную и деревянную расписную посуду, которую можно использовать в быту.
Респонденты отметили высокую стоимость некоторых сувениров, которые не всем по карману, и рекомендовали выпускать две линейки товаров: эконом и эксклюзив.
Во втором блоке на вопрос «Какой гастрономический сувенир вы бы привезли (посоветовали привезти) из Архангельской области?» пятую часть ответов составила архангельская козуля. Второе место было отдано мармеладу на агар-агаре (19%). Порядка 17% хотели бы побаловать себя или посоветовать другим продукцию из северных ягод (соки, варенья, джемы). Рыба в качестве гастрономического сувенира на родине трескоедов сегодня уже на четвертой позиции – за нее проголосовали всего 15,5%, а за пищевые продукты от водорослевого комбината (пищевые добавки, каши, соли с беломорской водорослью, чаи и чипсы) – 11% опрошенных. Почти одинаково распределились голоса за травяные чаи, выпечку и мясные деликатесы.
Респонденты, отвечая на вопрос второго блока, подчеркивали, что зачастую в качестве сувенира везут именно продукты питания и напитки: деревенский хлеб, котласскую колбасу, коношские и мезенские пряники, безе, печень трески, минеральную воду из Вельска, грибы, вяленую рыбу и морошку в собственном соку.
Второй момент, на который обратили внимание опрошенные, – упаковка. Они хотят покупать гастрономический сувенир, упакованный в коробку или пакет, украшенный одной из росписей Архангельской области, или с изображением мест, где этот продукт произведен.
— Приятно увидеть в лидерах щепную птицу, потому что в реальной жизни складывается ощущение, что она несколько забыта, – отметила руководитель туристско-информационного центра Архангельской области Светлана Корницкая. – Рада, что архангельская козуля подтвердила свою лидерскую позицию, это наш реальный бренд. А вот интерес к северной ягоде, занявшей третье место, говорит об имеющемся вакууме. Тему необходимо развивать. Соки из Устьян – хороший тому пример.
В итоге, предпочтения отдаются практичным сувенирам, которые можно либо использовать в быту, либо носить, либо пробовать на вкус. Также туристы хотят видеть как эксклюзивные сувениры, так и экономичные, в презентабельной упаковке.