Загрузка...
VK FB
Скачать документ

Составитель: С. А. Карпунина, вед. библиограф
Отв. за выпуск: Е. Е. Зубова, зав. сектором информации по культуре
(818 2) 20-64-68, e-mail: culture@aonb.ru

Библиографический список

Предлагаем вашему вниманию библиографический список, включающий книги, научные сборники, материалы конференций, публикации из периодической печати. Материалы были подготовлены для книжно-иллюстративной экспозиции «Чайковского не желаете?» (литературные сюжеты в творчестве композитора), посвященной 175-летию мастера. Источники, предложенные в списке, освещают отдельные грани художественного мира Чайковского, показывают его тесные связи с русской классической литературой, интерес к произведениям зарубежных авторов. Особое внимание уделено операм «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балету «Спящая красавица». В список не включены материалы по теме «Щелкунчик».

Алексеевский, Н. Три сказки : Сказка вторая. Бриллиант чистой воды / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь.­- 2009. - № 7. - С. 35­-38.

Балабанович, Е. З. Чехов и Чайковский / Е. З. Балабанович. - Москва : Музгиз, 1962. - 53 с., ил. (532660 – ОХДФ).

Богданов-Березовский, В. М. Орлеанская дева П. И. Чайковского / В. М. Богданов-Березовский. - Ленинград : [б. и.], 1945. - 20 с. (185462 - АОНБ).

Богданов-Березовский, В. М. Оперное и балетное творчество Чайковского : очерки / В. М. Богданов-Березовский. - Ленинград ; Москва : Искусство, 1940. - 119 с. (1079536 – ОЛИ).

Головатая, Г. Ф. "Евгений Онегин" А. С. Пушкина и П. И. Чайковского. Текст и версии : исследование / Г. Головатая. - Москва : Композитор, 2012. - 238 с., ил.

Густякова, Д. Ю. Динамика классической музыки в массовой культуре / Д. Ю. Густякова // Культура. Литература. Язык : материалы конф. "Чтения Ушинского". – Ярославль : Яросл. гос. пед. ун­т, 2009. -­ С. 216-­223. "Осовремененные" постановки "Пиковой дамы" П. Чайковского режиссером Ю. Любимовым при участии А. Шнитке (1980­-е гг.) и режиссером А. Жагарсом в Латвийской Национальной опере (Рига, 2005 г.).

«Евгений Онегин» : эскизы костюмов и декораций Владимира Миллера к постановке оперы П. И. Чайковского / [авт. идеи: М. Авеличева, А. Боровков]. - Санкт-Петербург: Петроний, 2012 - 111 с. Издание подготовлено в связи с 125-летием со дня рождения Владимира Мюллера и первой публикацией коллекции эскизов художника к опере "Евгений Онегин".

Егорова, М. Спящая красавица : Чайковский и Перро / М. Егорова // XVIII век : литература в эпоху идиллий и бурь : науч. сб. -­ М. : Экон­информ, 2012. - С. 394-­400. Жанр стилизованного балета-­феерии в "Спящей красавице" П. И. Чайковского.

Житомирский, Д. В. Балеты Чайковского : [науч.-попул. очерки] / Д. В. Житомирский. - Москва : Музгиз, 1957. - 120 с. - Библиогр.: с. 117-119. (1079430 - ОЛИ).

Зорилова, Л. С. Добро и зло в творении А. С. Пушкина и П. И. Чайковского "Пиковая дама" / Л. С. Зорилова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 4. - С.70-74. Духовно-нравственный анализ литературного произведения и одноименной оперы: проблема столкновения добра и зла, образ одного из человеческих пороков - игры в карты, ставшей роковой в судьбах многих людей.

Зорилова, Л. С. Синтез литературы и музыки в духовно-­творческой деятельности П. И. Чайковского / Л. С. Зорилова // Художественное образование на современном этапе: образовательные параллели : материалы круглого стола (Москва, 31 марта 2010 г.) : сб. ст.­ - М. : Спутник+, 2010. -­ С. 7­11. Размышления П. И.Чайковского о сущности поэзии и прозы. Индивидуальная трактовка литературных художественных образов в его творчестве.

"Иоланта" П. И. Чайковского : [лирич. опера в 1-м д. : либретто М. И. Чайковского по драме Г. Герца "Дочь короля Рене" : Музыка П. И. Чайковского / [предисл. Э. Еремеевой]. - Москва : Музыка, 1986. - 58 с. (1122532 - ОЛИ).

Исправных, Т. В. Символический смысл трех карт в "Пиковой даме" А. С. Пушкина и П. И. Чайковского : (интегрированный урок литературы и музыки в 8-м классе) / Т. В. Исправных // Музыка в школе. - 2005. - N 5. - С. 16-22. - Библиогр.: с. 22 (9 назв.). Бинарный урок "Символический смысл трех карт в "Пиковой даме" А. С. Пушкина и П. И. Чайковского" предлагается для проведения в восьмом классе, когда школьники, уже знакомые с творчеством Чайковского и изучают прозу Пушкина.

Киреев, Д. З. "Пиковая дама" Чайковского сквозь призму рефлексивного речитатива: духовный смысл оперы - в образе заглавной героини? / Д. З. Киреев // Обсерватория культуры. - 2010. - N 2 (март-апрель). - С. 84-91. - Библиогр.: с. 91(14 назв.). Сквозь призму рефлексивного речитатива, проинтонированного солисткой Большого театра Ниной Терентьевой, раскрывается духовный смысл оперы "Пиковая дама".

Коробова А. Г. О роли пасторальных моделей в "Пиковой даме" П. И. Чайковского // Историческая поэтика пасторали : сб. науч. тр. / Моск. гос. гуманит. ун-­т им. М. А. Шолохова. - М. : Экон­Информ, 2007. - С. 63-­80. Проблема единства литературной основы и музыкальной драматургии в опере П. Чайковского "Пиковая дама".

Коробова А. Пастораль и мистерия в "Пиковой даме" П. И. Чайковского // Музыковедение. - 2008. -­ № 2. - С. 20-26. Опера П. Чайковского в оценках В. Набокова, А. Бенуа, Г. Лароша и Б. Асафьева. Драматургия оперы как поле взаимодействия двух жанровых моделей, восходящих к архетипам мистерии и пасторали. Цитатный и привлеченный литературный и музыкальный материал в опере и обусловленный этим процесс генерирования интертекстуальных смыслов.

Лысенко, С. Ю. Опера П. Чайковского "Пиковая дама" как феномен художественной интерпретации : синергетический аспект / С. Ю. Лысенко // Вестник Кемеровского гос. университета культуры и искусств. - 2013. - № 23. - С. 139-­147. Проблема художественной интерпретации в опере (изменений композитором литературного первоисточника, а постановщиком ­ музыкальной партитуры), что приводит к изменениям в исходном тексте на всех этапах создания оперного спектакля и возникновению синтетического текста.

Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тезисы IV Междунар. науч.­ практ. конф. 25 янв. 2008 г. / Тамб. гос. муз.­пед. ин­-т им. С. В. Рахманинова ; ред. кол.: И. Н. Вановская, Е. О. Казьмина, О. В. Генебарт. - Тамбов, 2008. -­ Ч. 2. -­ 119 с. - Из содерж.: Сцена письма Татьяны в композиционном и драматургическом рельефе оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин" / О. С. Теплякова. - С. 66-69.

Мышьякова Н. Литература как "школа" в русской музыке XIX века // Музыкальная академия. - 2005. -­ № 2. -­ С. 148­-152. Роль литературы в художественных исканиях русских композиторов 19 века: творчество М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Н. Римского­-Корсакова, А. Рубинштейна, П. Чайковского.

Немировская И. А. О жанре сказки в творчестве Чайковского / И. А. Немировская // Театр, живопись, кино, музыка. – 2010. – № 1. – С. 185-207. Сказки Ш. Перро в европейской литературе. Перевод на русский язык Л. Воинова (1768). Работа над балетом "Спящая красавица" П. Чайковского на либретто И. А. Всеволжского. Хореографы Ф. Лопухов и Дж. Баланчин о либретто и музыке балета. Отзывы прессы (М. Иванов, Г. Ларош) на премьеру балета в Мариинском театре (январь, 1890).

О литературе // П. И. Чайковский об искусстве: избранные фрагменты писем, заметок, статей / П. И. Чайковский ; [вступ. ст. М. Бонфельда]. - Ижевск : Удмуртия, 1989. – С. 105 – 238. (1199045 – ОЛИ). О читательских пристрастиях П. И. Чайковского, о его поэтическом даровании. Письма и дневниковые записи П. И. Чайковского, содержащие его высказывания о писателях и их произведениях.

П. И. Чайковский на сцене театра опера и балета им. С. М. Кирова (б. Мариинский) : 1840 – 1940 / [отв. ред. Н. А. Шувалов]. - Ленинград : [б. и.], 1941. - 450 с. (982033- АОНБ).

П. И. Чайковский и русская литература : [сборник / сост. Б. Я. Аншаков, П. Е. Вайдман ; науч. ред. М. Э. Риттих]. - Ижевск : Удмуртия, 1980. - 230 с. (980133 – ОЛИ). Из содерж.: П. И. Чайковский и. И. С. Тургенев. К проблеме сравнительно-типологического анализа драматургии / А. Е. Шольп. – С. 75-81; К вопросу о типологии женского образа в пушкинских операх П. И. Чайковского / Н. С. Аршинова. – С. 82-99; Романсы и детские песни П. И. Чайковского на стихи А. Н. Плещева / Т. И. Лаврищева. – С. 100-111; Традиции Пушкина в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» / Г. И. Иванченко. – С. 144-154; П. И. Чайковский – читатель / Н. А. Викторова. – С. 191-209; «…Я отношусь к стихам, как музыкант…» / И. С. Розенберг. – С. 210-220. (О взглядах Чайковского на поэзию и его поэтическом творчестве, содержатся стихи П. И. Чайковского).

Платек, Я. Толстой и Чайковский / Я. Платек // Музыкальная жизнь. - 2006. - N 11. - С. 31-34. О взаимоотношениях Л. Н. Толстого и П. И. Чайковского.

Пономарева, Е.В. Тайна стилевой неоднородности оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама" / Е. В. Пономарева // Музыка и время. - 2007. - N 6. - С. 9-14. - Библиогр.: с. 14 (22 назв.). Исследования текста оперы "Пиковая дама" П. Чайковского.

Протопопов, В. В. Оперное творчество Чайковского / В. В. Протопопов, Н. В. Туманина ; АН СССР, Ин-т ист. искусств. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1957. - 370 с. (1274560 - ОЛИ).

Пушкин и Чайковский / Е. С. Черная; Е. Берлянд-Черная. - Москва : Музгиз, 1950. - 141 с. (1302284 – АОНБ).

Рябов В. "Мне захотелось сделать спектакль, который мог бы стать настоящим учебным пособием для детей" / беседовала Г. Головатая // Музыкальная жизнь. - 2008. - № 10. - С. 47- 48. Режиссер-­постановщик оперы "Евгений Онегин" П. Чайковского о своем восприятии романа А.С. Пушкина, трактовке спектакля на сцене Детского музыкального театра имени Н. Сац, поставленного в жанре литературно­-музыкальной композиции.

Силантьева И.И. Смысл как внутренняя форма вокальной интонации. Опыт анализа сцены и арии Онегина в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин" // Музыковедение. – 2007. -­ № 1. -­ С. 54-58. Работа с музыкальным и литературным текстом оперной роли как основа построения и развития образа персонажа музыкального спектакля. Этюд на материале фрагмента оперы П. Чайковского.

Слонимский, Ю. И. П. И. Чайковский и балетный театр его времени / Ю. И. Слонимский. - Ленинград : Музгиз, 1956. - 335 с. (385150 - АОНБ).

Соловцов, А. А. «Ромео и Джульетта" - увертюра-фантазия П. И. Чайковского / А. А. Соловцов. - Москва : Музгиз, 1960. - 60 с. (1079127 – ОЛИ).

Стрельцова, Е. Чехов - Чайковский - Лермонтов : опыт реконструкции неосуществленного замысла оперы "Бэла" / Е. Стрельцова // Москва. - 2004. - N 7. - С. 200-207. Идея оперы "Бэла" по повести Лермонтова принадлежит Чайковскому. Он хотел, чтобы либретто написал А. П. Чехов. Анализируются причины, по которым композитор и писатель обратились к этому произведению.

Сэт, Э. К. Пушкиниана на оперной сцене : история и современность : учеб. пособие / Э. К. Сэт ; Поволжская гос. социально­-гуманитарная акад. ­Самара : Изд­-во ПГСГА, 2010. - 166 с. Оперы "Пиковая дама" и "Евгений Онегин" П.И. Чайковского и "Борис Годунов" М. Мусоргского: из истории постановок на сцене Самарского театра оперы и балета. (Режиссеры, исполнители. По материалам архивов, исторических хроник, мемуаров, писем, периодики, музыковедческой литературы).

Тараканова, Е. М. Метаморфозы оперного синтеза : "Пиковая дама" Юрия Любимова, "Трагедия Кармен" Питера Брука / Е. М. Тараканова // Шекспировские чтения, 2010 / Науч. совет "История мировой культуры", Шекспир. комис. М. : Изд­-во Моск. гуманит. ун­-та, 2010. - С. 286­-307. Режиссерские интерпретации классики: приближение оперы П. Чайковского к драматическому спектаклю (у Любимова) и постановка оперы Ж. Бизе как инсценировка литературного первоисточника (у английского режиссера).

Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского : [сб. статей / науч. ред. Н. Н. Синьковская]. - Ижевск : Удмуртия, 1985. - 180 с. (1088836 – ОЛИ). - Из содерж.: Драма Шпажинского «Чародейка» и одноименная опера П. И. Чайковского / Н. Н. Синьковская. – С. 27-40; Из истории весенней сказки «Снегурочка» А. Н. Островского - П. И. Чайковоского / М. Э. Риттих. – С. 40-54; Драматургия У. Шекспира в программе симфонических произведениях П. И. Чайковского / Т. С. Угрюмова. – С. 101-110; Театральная символика балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского / Г. И. Побережная. – С. 120-129; «Пиковая дама» П. И. Чайковского и проблема героя в русской литературе последней трети ХIХ в. (к типологическим соответствиям в искусстве)/ А. А. Жук. – С. 136-144; «Пиковая дама» П. И. Чайковского и некоторые черты театральной эстетики ХХ в. / М. Ш. Бонфельд. – С. 145-165.

Туманина, Н. В. Чайковский. Великий мастер : 1878-1893 / Н. В. Туманина. - Москва : Наука, 1968. - 487 с. (679557 – ОЛИ). История создания опер «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Иоланта», «Пиковая дама», увертюры «Гамлет», балетов «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Фролов, С. В. "Пиковая дама" П. И. Чайковского - "Песня Судьбы" А. А. Блока / С. В. Фролов // Русская литература. - 2006. - N 4. - С. 31-42. Параллели образов и идей драмы А. Блока "Песня Судьбы" и оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама".

Шехонина, И. Е. Евгений Онегин П. Чайковского : монография / И. Шехонина. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1949. - 73 с. (1348008 - ОЛИ).

Шольп, А. Е. "Евгений Онегин" Чайковского : очерки / А. Е. Шольп. - Ленинград : Музыка, 1982. - 167 с. (1028753 – АОНБ).

Назад в раздел