VK FB
Скачать документ

Предлагаем вашему вниманию бюллетень новой информации "Работа УДО в современных условиях". В него включены статьи из периодических изданий за 2011-2012 гг. Заказать документы или их электронные копии можно в Секторе МБА АОНБ им. Н.А. Добролюбова по адресу: mba@aonb.ru

Вопросы законодательства в сфере дополнительного образования
Вопросы организации и управления в УДО
Методическое обеспечение деятельности УДО
Опыт регионов РФ в сфере дополнительного образования
Новые технологии

Вопросы законодательства в сфере дополнительного образования

Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании": федеральный закон от 17 июня 2011 г., N 145-ФЗ / Российская Федерация, Законы // Вестник образования. - 2011. - № 14. - С. 22-24.

Комментарий к федеральному закону от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании" // Вестник образования. - 2011. - № 14. - С. 25. 
Дан комментарий федерального закона "О внесении изменений закон Российской Федерации "Об образовании", в котором закреплены правовой статус и основы функционирования детских школ искусств.

Российская Федерация. Министерство культуры; Департамент науки и образования. Информационное письмо Департамента науки и образования о принятых и планируемых к утверждению законодательных и нормативных актах в части деятельности детских школ искусств: письмо Министерства культуры Российской Федерации от 09. 08. 11, N 1524-06-05 / Российская Федерация, Министерство культуры; Департамент науки и образования // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 10. - С. 109-110.

Абидуева, Е. В. Особенности работы образовательных организаций - детских школ искусств / Е. В. Абидуева, Л. Н. Киреева // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2014. - № 2. - С. 65-71. - (Юридический практикум).

Объем педагогической нагрузки директора ДШИ. Как обосновать обучение совершеннолетних (взрослых) граждан в детских школах искусств. Обоснование законности взимания родительской платы.

Домогацкая, И. Е. Реализация Федерального закона N 83-ФЗ: перспективы, проблемы, риски в деятельности руководителя детской школы искусств / И. Е. Домогацкая // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 8. - С. 56-62. 
Предложения по совершенствованию нормативной базы по детским школам искусств в рамках реализации Федерального закона N 83-ФЗ.

Домогацкая, И. Е. Школа искусств - назад в будущее? К реализации Федерального закона № 145-ФЗ / И. Е. Домогацкая // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 11 - С. 5-10. Полный текст статьи

Захаров, С. Размышления к утверждению нового закона об образовании / Сергей Захаров // Художественная школа. - 2011. - № 2 (41). - С. 4-5. 

К проблемам художественного образования в современной России.

Круглый стол по материалам парламентских слушаний на тему "Вопросы художественного образования в проекте нового федерального закона об образовании" / С. С. Журова [и др.] // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 4. - С. 6-30. 
В проекте нового федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" художественному образованию посвящена статья 132. Но она не учитывает всей специфики художественного образования. Это чревато и потерей колоссальной базы преподавания, и нарастанием кадрового голода в сфере культуры и искусства. О наиболее острых моментах нового законодательства и проблемах культуры говорят представители Министерства культуры РФ, комитетов Государственной Думы по образованию и культуре, руководители ведущих учреждений культуры.

Новоселова, А. А. Проблематика и развитие законодательства об образовании в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. / А. А. Новоселова // Культура: управление, экономика, право. - 2011. - № 3. - С. 25-29. 
Обзор законопроектов, направленных на сохранение и развитие отечественной системы трехуровневого образования в сфере культуры и искусства.

Сизова, Е. А. Формирование в российском законодательстве системы художественного образования / Е. А.Сизова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 9. - С. 84-98. 
Обзор поэтапного развития российского законодательства, итогом которого стала существующая на сегодняшний день система художественного образования.

Вопросы организации и управления в учреждениях дополнительного образования

Абидуева, Е. В. Правовые предпосылки установления 18-ти часовой рабочей недели педагогическим работникам детских школ искусств / Е. В. Абидуева // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 4. - С. 71-77. 
Логика изменений законодательства. Изменение правового статуса работников ДШИ. Причина споров о правильной формулировке названия должности сотрудника. Последствия неправильного наименования должности для оформления пенсии работника. Выводы и рекомендации эксперта

Вахнина, М. Н. Реализация управленческой функции учреждением дополнительного образования детей через организацию и проведение конкурсных мероприятий / Вахнина, М. Н., Захарова А. А., Уразова Л. В. // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 6. - С. 18-30. 
Правовая основа организации и проведения конкурсов. Какие проблемы решают конкурсы. Финансовые механизмы и ресурсы по организации и проведению городских мероприятий в рамках целевой программы. Дополнительные источники финансирования. Совместная деятельность и социальное партнерство.

Вифлеемский, А. Законно ли установление родительской платы в музыкальных школах? / А. Вифлеемский // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. - № 5. - С. 36-47. 
Обучение в музыкальных школах традиционно являлось частично платным и расценивалась как родительская плата. Однако вследствие проведенной бюджетной реформы возникают сомнения в правомерности установления такой частичной платной государственной или муниципальной услуги.

Журкина, А. Я. Контроль и оценка качества в системе управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей: из опыта работы МОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования "Романтик" Щелковского муниципального района Московской области / А. Я. Журкина [и др.] // Внешкольник. - 2012. - № 1. - С. 54-64. 
Проблема результативности и качества образовательной деятельности сегодня чрезвычайно актуальна, поскольку это связано с осуществлением системных преобразований для получения необходимой информации, без которой ни руководители, ни педагоги не могут отслеживать ход учебно-воспитательного процесса.

Ильина, И. М. Новые принципы работы школы искусств / И. М. Ильина // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 12. - С. 19-28. 
Пример создания и развития платных программ для детей и взрослых в детской школе искусств. Характеристика самоокупаемых программ: названия, содержание, сроки и стоимость обучения. Ресурсы, необходимые для открытия нового отделения. Методика работы школы искусств.
Полный текст статьи

Кривова, Е. Б. Две стороны одной медали: взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования детей в рамках новых образовательных стандартов / Е. Б. Кривова // Воспитание и дополнительное образование. - 2011. - № 3. - С. 23-27. 
Построение системы взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования детей по сотрудническому освоению требований нового образовательного стандарта.

Куприянов, Б. В. Современные вызовы и судьба ДОД / Куприянов Б. В. - : Современные вызовы и судьба дополнительного образования детей // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 9. - С. 3-8. 
Обрисованы современные вызовы практике дополнительного образования детей, основным из которых является отчуждение. Намечены некоторые пути сохранения внешкольного воспитания - дополнительного образования детей как массового явления.

Лаврова, Л. Г. Проблема легитимности платы за обучение в детских школах искусств: правовой аспект / Л. Г. Лаврова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 5. - С. 89-96. 
Доводы в пользу законности и допустимости взимания родительской платы в детских школах искусств. Авторская оценка и комментарии действующего законодательства, подкрепленные позицией Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Малыхина, Л. Б. Технология маркетингового исследования в учреждении ДОД / Малыхина Л. Б., Трегубова Л. Б. // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 10. - С. 5-8. 
Авторы статьи предлагают свою схему поэтапного проведения маркетингового исследования в учреждении дополнительного образования детей.

Саенкова О. В. Программа развития детской школы искусств в современных условиях / О. В. Саенкова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2013. - № 9. – С. 65-79. 

Проект муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств н. п. Африканда» предлагает создание концепции развития учреждения. Ресурсная база проекта. Выстраивание системы партнерских отношений. Ход реализации проекта. Целевые индикаторы и показатели развития.

Полный текст статьи

Юсупова, Е. П. Формирование единого подхода к расчету норматива затрат / Е. П. Юсупова // Финансы. - 2011. - № 9. - С. 21-22. 
Автор рассматривает методику расчета нормативов финансовых затрат на примере детских школ искусств г. Орска.

Методическое обеспечение деятельности УДО


Боровиков, Л. И. Дар детского творчества / Л. И. Боровиков // Воспитание и дополнительное образование. - 2011. - № 2. - С. 4-10. 

Кратко охарактеризован круг наиболее острых вопросов, проблем и парадоксов, которые сегодня существенным образом затрудняют продуктивное движение теории и практики работы с различными проявлениями детской творческой одаренности. Виноградова, Л. И.Рисуем портрет педагога дополнительного образования / Л. И. Виноградова // Внешкольник. - 2012. - № 1. - С. 11-15. 
В статье рассмотрены программы участников девятого Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям".

Гущина, Т. Н. Тьюторские практики в повышении квалификации педагогов дополнительного образования детей / Т. Н. Гущина // Инновации в образовании. - 2011. - № 12. - С. 13-20. - Библиогр.: с. 19-20 (8 назв.). 
В статье представлен инновационный подход к организации повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного образования детей в парадигме тьюторских практик.

Иванова, С. П. Детская школа искусств как экспериментальная площадка / С. П. Иванова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 6. - С. 18-30. 
Экспериментальная деятельность в условиях ДШИ: федеральный эксперимент по апробации мультимедийного арт-проекта "Music Puzzle" и региональная программа сохранения здоровья учащихся. Рекомендации по организации экспериментальной работы. Выгоды от участия в эксперименте.

Колесникова, Н. Н. Педагогический конкурс как эффективная форма повышения профессионального мастерства педагога / Колесникова Н. Н. // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 10. - С. 9-13 : 3 фот. 
Об опыте проведения смотров-конкурсов педагогического мастерства "Траектория успеха" в Центре дополнительного образования детей им. В. Волошиной г. Кемерова.

Куприянов, Б. В. Репортаж с последнего рубежа обороны учреждений дополнительного образования детей / Б. В. Куприянов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2011. - № 4. - С.84-93 : рис., табл. - Библиогр.: с. 92-93 (6 назв.) 
Анализируется опыт деятельности управления образования и методической службы города Костромы по маркировке программ дополнительного образования детей, реализуемых в муниципальных внешкольных учреждениях.

Левитская, А. А. Пессимизму предаваться не будем / А. А. Левитская ; Лина Тархова // Не будь зависим - скажи "Нет!": наркотикам, алкоголю, курению, игромании. - 2012. - № 5. - С. 6-10. 
Интервью с директором Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ о проблемах детского здоровья, детского суицида, значении системы дополнительного образования как важного фактора предупреждения девиантного поведения среди детей и подростков.

Майорова, А. А. Осуществление индивидуальной педагогической помощи подросткам в учреждениях дополнительного образования детей / Майорова А. А. // Методист. - 2011. - № 8. - С. 47-49. Осуществление индивидуальной педагогической помощи подросткам как неотъемлемое требование к современным учреждениям дополнительного образования детей.

Максимова, Е. Д. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося / Максимова Е. Д., Иванова И. А., Попова И. Н. // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 4. - С.11-17 : табл. - Библиогр. в сносках. - 4 прил. 
Об индивидуальной маршрутной книжке обучающегося как нетрадиционной форме организации мониторинга процесса и результатов развития ребенка в учреждении дополнительного образования.

Низова, С. В. Одаренный ребенок в дополнительном образовании - путь от элементарного к элитарному / С. В. Низова // Одаренный ребенок. - 2012. - № 2 (март-апрель). - С. 77-83. - Библиогр.: с. 83 (5 назв.) 
В статье говорится о роли дополнительного образования в развитии одаренных детей, о принципах его организации. Рассматриваются технологии, используемые в системе дополнительного образования, формы работы, методологические ресурсы.

Новоселова, Н. Б. Адаптация начинающих педагогов в системе научно-методической деятельности учреждения дополнительного образования / Новоселова Н. Б. // Методист. - 2011. - № 7. - С. 34-36. 
Школа профессионального мастерства как инструмент успешной адаптации молодых педагогов.

Радомысльская, Е. А. Самоуправление как фактор социализации школьников в учреждении дополнительного образования детей/ Е. А. Радомысльская // Наука и школа. - 2011. - № 2. - С. 105-107 : 1 табл. - Библиогр.: с. 107 (7 назв.). 
В работе выявлены и обоснованы возможные эффективные пути формирования процесса самоуправления в учреждении дополнительного образования детей как фактора социализации обучающихся: активное включение школьников в социально-педагогическое проектирование; создание единой информационной среды, расширяющей возможности обучающихся эффективно взаимодействовать с социумом.

Ратт, Т. А. Применение технологии портфолио в УДО как эффективной формы оценивания образовательных и профессиональных достижений обучающихся и педагогов / Ратт Т. А., Степанова Н. В., Злыднева Л. А. // Методист. - 2012. - № 2. - С. 35-41. - Библиогр.: с. 41 (8 назв.). 
Инновационный опыт применения технологии портфолио в образовательном процессе.

Суслова, Г. П. Структура занятия в учреждении дополнительного образования на основе культурологического подхода / Г. П. Суслова // Вопросы культурологии. - 2012. - № 4 (апрель). - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55. 
В статье предлагается развернутая универсальная структура занятия в учреждении дополнительного образования детей, строящегося в параметрах продуктивного и личностно ориентированного образования на основе культурологического подхода. Обосновывается необходимость реализации системообразующего принципа единства обучения и воспитания в русле инкультурации.

Тулупова, О. В. Организационно-методические аспекты работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования детей / Тулупова О. В., Ковкина И. В. // Методист. - 2012. - № 1. - С. 10-14. 
Статья посвящена проблеме создания системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Турик, Л. А. Родитель как субъект сотрудничества в инновационном образовательном пространстве учреждения дополнительного образования детей / Л. А. Турик // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 7. - С. 79-83. - Библиогр.: с. 83. 
Рассмотрен процесс постепенной смены позиции из "родителя - заказчика образовательных услуг" в "родителя - субъекта сотрудничества".

Шарахова, Л. Н. Управление качеством дополнительного образования детей с использованием электронной формы сбора информации / Л. Н. Шарахова // Интеграция образования. - 2011. - № 3. - С. 63-68. 
Раскрываются особенности разработки и апробации системы мониторинга качества дополнительного образования детей с использованием электронной формы сбора информации. Доказывается, что использование данной формы позволит комплексно оценить деятельность учреждений дополнительного образования детей, принять решение по созданию условий для их эффективного функционирования.

Ширяева, В. В. Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОД / Ширяева В. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 10. - С. 26-30. 
Эмоциональное выгорание педагогов и его профилактика. Примерная программа по профилактике эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования.

Шувалов, А. В. Средства мониторинга образовательной среды в учреждении дополнительного образования / А. В. Шувалов // Педагогическая диагностика. - 2010. - № 6. - С. 62-82 : 6 табл. 
В статье представлен диагностический инструментарий, разработанный и апробированный специалистами Центра развития творчества детей и юношества "Лефортово".

Опыт регионов РФ в сфере дополнительного образования

г. Братск (Иркутская область)

Мельник, О. Автономия учреждения - право на жизнь / О. Мельник // Директор школы. - 2012. - № 1. - С. 56-59. 
Опыт работы муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дворец творчества детей и молодежи" г. Братска Иркутской области по организации своей деятельности в новом статусе.

г. Екатеринбург

Воинкова, Т. Е. Актуальные проблемы включения потенциала образовательных учреждений культуры в городскую социальную среду / Т. Е. Воинкова, Е. Е. Трофимова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 3. - С. 26-33. 
Форум юных дарований Екатеринбурга в сфере культуры и искусства, как способ реализации одного из направлений долгосрочной целевой программы "Талантливые дети - талантливый город" на 2012-2014 годы.

Воинкова, Т. Е. Ресурсный центр как инновационная модель развития детской школы искусств в социальной городской среде / Т. Е. Воинкова, Е. Е. Трофимова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 3. - С. 34-41. 
Структура Положения о деятельности муниципального образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей города Екатеринбурга в режиме ресурсного центра: организация деятельности МОУК - ресурсного центра, порядок перевода образовательного учреждения культуры в режим ресурсного центра, алгоритм создания ресурсных центров, финансирование их деятельности. Результаты работы программы.

Долгосрочная целевая программа "Талантливые дети - талантливый город" на 2012-2014 годы // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 3. - С. 14-21 
Текст документа, утвержденного постановлением администрации города Екатеринбурга. 
Полный текст статьи

Занин, М. В. "Профи": программа ранней профессиональной ориентации в системе художественного образования Екатеринбурга / М. В. Занин, Е. В. Рогозина // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 3. - С. 45-51. 
Характеристика программы ранней профессиональной ориентации. Опыт работы по программе в сфере музыкального, изобразительного и хореографического искусств. Итоги реализации программы "Профи".

Резолюция V Открытой научно-практической конференции в области художественного образования детей "АртПоколение-2011", посвященной 80-летию системы музыкального образования детей на Урале // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 3. - С. 22-24. 
Решение, принятое участниками конференции (приводится в полном виде).

Семенова, А. А. Гимназия "Арт-этюд": современный подход к организации образовательного пространства / А. А. Семенова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 3. - С. 52-55. 
Пример работы учреждения, одновременно ведущего общеобразовательную деятельность и предоставляющего своим ученикам образование в сфере культуры и искусства.

Ярошевская, Т. Л. Общая информация о художественном образовании в регионе / Т. Л. Ярошевская, Н. А. Смирнова, М. В. Занин // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 3. - С. 5-13. 
Развитие системы художественного образования в Екатеринбурге. Комплекс факторов, являющихся важнейшими для развития системы художественного образования не только Екатеринбурга, но и Российской Федерации в целом.

Красноярский край

Красноярский край. Правительство. Об утверждении долгосрочной целевой программы "Одаренные дети Красноярья" на 2011-2013 годы (извлечения): постановление Правительства Красноярского края от 23. 11. 2010, N 586-п/Красноярский край, Правительство // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2011. - № 9. - С. 103-110. - Прил. 
Долгосрочная целевая программа "Одаренные дети Красноярья" на 2011-2013 годы (извлечения).

Ленинградская область

Екатерининская, А. А. Музыкальная школа как культурный центр малых поселений: опыт преодоления проблем / А. А. Екатерининская, С. П. Хабарова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - № 12. - С. 7-17. 
Учреждение культуры, предоставляющее дополнительное образование, проводя регулярные и разовые мероприятия, может восполнять недостаток культурных ресурсов. О том, как организовать такую работу, рассказано на примере Краснодолинской детской музыкальной школы.

г. Липецк


Горева, О. В. Образовательный кластер как эффективная форма повышения качества дополнительного образования детей / О. В. Горева, Т. Н. Дергунова // Образование и общество. - 2011. - № 3 (68). - С.36-41 : рис. - Библиогр.: с. 41 (7 назв. ) 

Рассмотрены аспекты реализации кластерного подхода: цель создания образовательного кластера на территории г. Липецка; правовая основа совместной деятельности субъектов кластера; механизмы взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер; определены механизм управления и технологии реализации кластерного подхода.

г. Няндома (Архангельская область)


Третьякова, Г. А. Десять лет в "Содружестве" / Третьякова Г. А. // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 1. - С. 58-60. 

Об опыте работы Дома детского и юношеского творчества г. Няндома Архангельской области. Это учреждение выполняет роль координатора межрайонного образовательного пространства в рамках программы "Содружество".

Свердловская область

Чемезова, Е. В.Ассоциация учреждений дополнительного образования детей / Е. В. Чемезова // Внешкольник. - 2012. - № 1. - С. 36-37. 
Главные многопрофильные центры дополнительного образования Свердловской области объявили о консолидации и создали некоммерческую организацию "Ассоциация учреждений дополнительного образования детей Свердловской области".

п. Хани Республика Саха

Абдулова, Е. В. Жизнь музыкальной школы в маленьком поселке / Абдулова Е. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 9. - С. 32-35. 
В реалиях современной жизни очень важным является раскрытие и реализация интересов и склонностей детей, воспитание свободной самобытной личности. Это и является основной целью образовательной деятельности Детской музыкальной школы п. Хани. В качестве примера приводится сценарий общепоселковой ярмарки, которая была проведена учащимися театрального и музыкального отделений музыкальной школы.

Новые технологии

Суслова, О. А. Как создать качественный сайт учреждения культуры / О. А. Суслова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 9. - С. 67-74. 
Назначение сайта для каждого конкретного учреждения. Последовательность работы над сайтом. Что такое техническое задание и зачем оно нужно. Правила составления технического задания.
Полный текст статьи


Назад в раздел