VK FB
Скачать документ

Библиографический список книг и периодических изданий из фонда АОНБ им. Н. А. Добролюбова


Книги:


1. Кижи - мастерская детства : 10 лет Республикан. детскому музейному центру. - Петрозаводск : Острова, 2004. - 71 c.

2. Летняя музейно-педагогическая школа (1999-2000 ; Кижи). Летняя музейно-педагогическая школа на острове Кижи : сб. материалов, июль 1999 - авг. 2000 г. / Респ. Дет. музейн. центр и др.; [ред.-сост. Л. В. Шилова]. - Петрозаводск : [б. и.], 2000. - 165 c.

3. Музейно-образовательный проект "На пороге древнего мироздания" : [комплект : в 5 вып. - Петрозаводск : Карел. гос. краевед. музей, 1999. -
[Вып. 1] : Выставка. Залы 1-2. Материалы для учителя : [в 2 ч.], ч. 1. - 1999. - 15 с.

4. Музейно-образовательный проект "На пороге древнего мироздания" : [комплект : в 5 вып. - Петрозаводск : Карел. гос. краевед. музей, 1999. -
[Вып. 2] : Выставка. Залы 3-4. Материалы для учителя : [в 2 ч.], ч. 2. - 1999. - 15 с. 5. Музей и дети : авт. музейно-образоват. программы ; сценарии музейных праздников ; экскурсии-игры ; уроки-игры : для детей мл., сред. и ст. возраста / сост. Е. Ванслова, И. Горбатова. - М. : Всерос. центр художеств. творчества, 1998. - 138 c.

6. Мы входим в мир прекрасного : эксперимент. музейно-пед. программа "Здравствуй, музей!" (для детей дошкольного возраста) / Гос. Русский музей ; Сев.-Зап. отд. Рос. Акад. Образования. - М. : Гос. Русский музей, 1995. - 81 c.

7. Огоновская, А. С. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогики : автореферат дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / А. С. Огоновская. - Екатеринбург, 2007. - 22 с. (Электронный читальный зал - доступ к полному тексту).

8. Пантелеева, Л. В. Музей и дети : худож. музей в эстетич. развитии дошкольника : [5 - 7 лет] : кн. для педагогов дошк. учреждений, рук. изостудий, преподавателей и студентов пед. учеб. заведений, родителей / Л.В. Пантелеева; Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца. - М. : Карапуз : Издат. центр "Академия", 2000. - 255 c.

9. Ребенок в музее : новые векторы детского музейного движения / Рос. ин-т культурологии ; [отв. ред. М. Ю. Юхневич]. - Москва : Академический Проект : РИК, 2006. - 174 c.

10. Соколова, Н. Д. Русский музей - детям. Беседы об изобразительном искусстве : учебное пособие / Н. Д. Соколова ; [Федер. целевая прогр. "Культура России" (подпрогр. "Поддержка полиграфии и книгоиздания России") и др.]. - Санкт-Петербург : ДЕТГИЗ-Лицей, 2003. - 222 c.

11. Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду/ Наталья Рыжова, Лариса Логинова, Алла Данюкова. - Москва : Линка-Пресс, 2008. - 256 с., [8] л. ил.

12. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей : учебное пособие по музейной педагогике : монография / М. Ю. Юхневич ; Рос. ин-т культурологии. - М. : Изд-во РИК, 2001. - 223 с. (Электронный читальный зал - доступ к полному тексту).
В монографии обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России начиная с середины XIX в. Книга знакомит со взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также - с работой современных специалистов.

Статьи из периодических изданий:


1. Аврова, А. Музей, который не слышно / Анна Аврова // Мир музея. - 2007. - № 10. - С. 38-39 : ил.
Об опыте работы Государственного музея им. А. С. Пушкина с социально незащищенными детьми. После реконструкции 1997 года здание музея было специально оборудовано для удобства посещения инвалидами, людьми с ограниченными возможностями.

2. Бельянинова, В. Н. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи средствами музейной педагогики / В. Н. Бельянинова // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2008. - № 2. - С. 50-54.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе программ музейно-образовательного комплекса.

3. Бригадная, О. Изобразительная деятельность детей в музее : из опыта работы клуба "В гости к Тюбику"/ О. Бригадная // Искусство в школе. - 2006. - № 2. - С. 42-44.
Из опыта работы искусствоведческого семейного клуба "В гости к Тюбику". Материал является результатом постоянных наблюдений за детьми на занятиях в художественном музее, а также анализа анкет и интервью с родителями.

4. Ванслова, Е. Музейная педагогика штурмует Альпы / Елена Ванслова // Мир музея. - 2006. - № 6. - С. 44-45 : ил.- Библиогр. в сносках.
Впечатления председателя Объединения музейных педагогов России от поездки во Францию, в город Ди (Die) в предгорьях Альп. О развитии там музейной педагогики, методах музейной деятельности, об интересных встречах.

5. Ванслова, Е. Градусник самоуважения / Елена Ванслова // Мир музея. - 2005. - № 8. - С. 46 : ил.
Из опыта работы с детьми Объединения музейных педагогов России. О значении музейной педагогики в деле приобщения детей к культуре.

6. Ванслова, Е. Музейная педагогика в XXI веке / Елена Ванслова // Мир музея. - 2005. - № 3. - С. 25-27 : ил.
О том, что необходимо сделать, чтобы с помощью музейных средств помочь детям выйти на поле культуры. Из опыта работы музейных педагогов с детьми.

7. Гаврилова, Е. Дети в музеях Кремля / Е. Гаврилова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 73-79.
Сценарий заочного занятия-путешествия по музеям Кремля для старших дошкольников.

8. Гагина, О. Когда каждый был художником... / О. Гагина // Художественная школа. - 2007. - № 6. - С. 44-46.

9. Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5. - Библиогр.: с. 5 (2 назв.).
История формирования музейной педагогики.

10. Гуляева, И. Союз школы и музеев / Ирина Гуляева // Мир музея. - 2007. - № 10. - С. 22 : ил.
На примере сотрудничества Детского центра Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства со школами раскрывается значение союза школы и музеев в обучении и воспитании маленьких граждан.

11. Гуружапов, В. А. Третьяковка и дети / В. А. Гуружапов ; бесед. В. Бурнаева // Мир музея. - 2007. - № 10. - С. 2-5 : ил.
Беседа с заведующим отделом научно-методической работы и музейной педагогики Государственной Третьяковской галереи, доктором психологических наук Виктором Александровичем Гуружаповым о том, что такое музейная педагогика сегодня и о том, что происходит на этом поприще в одном из известнейших музеев России, крупнейшем центре русского искусства.

12. Дрезнина, М. Влиться в единый поток культуры : "Путешествие во времени в пространстве музея" / М. Дрезнина // Искусство в школе. - 2007. - № 5. - С. 44-47. Цель описываемой программы: помочь детям с ограниченными возможностями и особенностями в развитии преодолеть свои ограничения, расширить кругозор, влиться, на равных с другими людьми, в единый поток культуры; помочь приобщиться к сокровищам мирового искусства, созданным в разные исторические эпохи. Обучение проходит на базе Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

13. Дыбина, О. В. Встречи со стариной / О. В. Дыбина // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 2. - С. 24-29 : ил.
О приобщении детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами музейной педагогики.

14. Жвитиашвили, Н. Арттерапия в музее : об истории британских практик и об особенностях арттерапии в музеях нашей страны / Н. Жвитиашвили // 60 параллель . - 2007. - № 2. - С. 44-50 : фото.

15. Захарова, Л. М. Формы сотрудничества детского сада с музеем / Л. М. Захарова // Ребенок в детском саду. - 2004. - № 5. - С. 75.
О различных формах совместной деятельности педагогов детского сада и музейных работников.

16. Зурабова, К. Воспитать уважение к культуре / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 82-90.
Учебно-просветительская работа с детьми в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

17. Коркунова, М. М. Музейная педагогика / М. М. Коркунова [и др. ] // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 1. - С. 50-57 : ил.
Конспекты занятий и сценарий спектакля по ознакомлению дошкольников с культурой Древней Греции.

18. Кузнецова, Н. Развитие художественного восприятия в системе "школа-вуз-музей"/ Н. Кузнецова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 28-30.
Рассматривается такая педагогическая технология как музейная педагогика. О музейно-педагогических программах по развитию художественного восприятия школьников на базе художественного музея.

19. Лаврова, Е. Ю. Культура и виртуальное бытие подрастающего поколения / Е. Ю. Лаврова // Информатика и образование. - 2007. - № 7. - С. 67-71. - Библиогр.: с. 71 (5 назв.).
Автор рассматривает вопросы углубления взаимодействия учреждений образования и музеев для развития целостного музейно-педагогического процесса с целью общекультурного воспитания школьников, формирования технически и эстетически развитой личности, и представляет авторскую интегрированную программу "Русский язык, литература и мировая художественная культура" с использованием информационных технологий.

20. Лашкина, Н. Дети в музее : из опыта работы / Н. Лашкина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С. 72-75.
Приобщение дошкольников к культуре родного народа с помощью музейной педагогики.

21. Ловягин, С. Феномен в мире педагогического поиска / Сергей Ловягин // Мир музея. - 2006. - № 11. - С. 30-34 : ил.
Подробно рассказывается об экспозиции, экспонатах и о работе школьного музея увлекательной науки "Феномен", который учитывает особенности восприятия мира современным человеком, использует новейшие педагогические и музейные технологии.

22. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31.
Из опыта работы учителя начальных классов по использованию средств музейной педагогики в воспитании учащихся.

23. Лысикова, Н. Музейная андрагогика : понятие и основные направления развития / Наталия Лысикова ; фото Алексея Ковалева // Мир музея. - 2007. - № 3. - С. 28-30 : ил. - Библиогр. в сносках.
О роли музеев в системе отечественного образования. О специальной музейной педагогике, направленной исключительно на взрослых - музейной андрагогике, основных направлениях её развития.

24. Мацкевич, М. В музей... на охоту : познавательные беседы на тему "Анималистика в скульптуре"/ М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 51-57.
Занятие с дошкольниками в Третьяковской галерее. Тема - "Скульптуры животных".

25. Мацкевич, М. Первое знакомство с Третьяковкой : cтарший дошкольный и младший школьный возраст / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 91-96.
Заочное знакомство с залами Третьяковской галереи (отечественная живопись XVII - нач. XX вв.). Предлагаемое содержание воспитатель может использовать на занятиях по эстетическому воспитанию.

26. Мацкевич, М. "Там чудеса..." : старший дошкольный и младший школьный возраст / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С. 103-107.
Заочное знакомство с залами Третьяковской галереи (маршрут N 3, залы 26, 32) . Ознакомление дошкольников с образами героев русских сказок в работах В. Васнецова и М. Врубеля.

27. Мацкевич, М. В гостях у волшебницы Осени, или Что такое пейзаж настроения / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 106-112.
Занятие с дошкольниками в Третьяковской галерее. Осенняя тема в пейзажах русских художников.

28. Мацкевич, М. Зима и зимние забавы / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С. 75-82.
Занятие с дошкольниками в Третьяковской галерее. Зимняя тема в пейзажах русских художников.

29. Мацкевич, М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея как средство эстетического развития / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. - 2006. -№ 2. - С. 87-91.
Автор обращает внимание на возможности игры в пространстве музея, так как именно "музейные игры" формируют у детей установку на восприятие произведений искусства.

30. Мацкевич, М. Путешествие в Древнюю Русь : старший дошкольный и младший школьный возраст / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 79-84.
Заочное знакомство с залами Третьяковской галереи (маршрут N 2, залы 56-60) . Предлагаемое содержание воспитатель может использовать на занятиях по эстетическому воспитанию для ознакомления дошкольников с древнерусским искусством.

31. Мельник, О. "Мой добрый домовой" / О. Мельник // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С. 80-86.
Игровое занятие на тему "Поэтический мир народных поверий" для дошкольников в Пушкинском музее.

32. Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24 : табл. - Библиогр.: с. 24 (2 назв.).
Виртуальный музей должен помочь ребенку, "оторванному" географически от музейных центров, стать творческой личностью.

33. Нагорский, Н. В. Музей как открытая педагогическая система / Н. В. Нагорский // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 27-34.
О необходимости усиления культурно-просветительной, культурно-образовательной и воспитательной деятельности музея.

34. Нагорский, Н. В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Н. В. Нагорский // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 3-12. - Библиогр.: с. 12 (16 назв.).
О содержании понятия "музейная педагогика" и образовательно-воспитательных функциях музея.

35. Нестеренко, Н. Что было и что будет / Наталья Нестеренко // Обруч : образование, ребенок, ученик. - 2005. - № 6. - С. 17. - ил.: фот.
Об организации мини-музеев в дошкольных учреждениях.

36. Пантелеева, Л. Хочу в музей / Л. Пантелеева // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 115-117.
Знакомство трехлетних детей с изобразительным искусством должно проходить через создание и сохранение у них целостного впечатления от встреч с подлинными произведениями искусства в залах музея.

37. Петрунина, Л. Диалог в залах современного искусства / Л. Петрунина, Е. Пархоменко // Искусство в школе. - 2005. - № 4. - С. 58-61.
Об экспериментальной интерактивной игре "Колонна", проведенной в мае 2005 года в Третьяковской галерее на Крымском валу, в экспозиционном зале "Москва-Варшава", в основу которой положена форма педагогического диалога.

38. Петушкова, Н. П. Приобщение учащихся к музею исторического профиля / Н. П. Петушкова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 16-18.
Проблема приобщения школьников к историко-культурному наследию актуальна во все времена, поскольку она закладывает основы нравственного воспитания.

39. Радвил, Н. "Диалог" с подлинником в музее искусств / Н. Радвил // Искусство в школе. - 2007. - № 3. - С. 46-47.

40. Радомская, О. Музейная педагогика в начальной школе / О. Радомская, Л. Курапова // Искусство в школе. - 2005. - № 6. - С. 54-57. - Библиогр: с. 57 (5 назв.).
Описано занятие "О чем говорит искусство", раскрывающее эмоциональную природу и содержание изобразительного искусства, демонстрирующее многообразие его жанров. Из опыта школы-лаборатории N 875 г. Москвы.

41. Сергеева, Т. А. Музейная терапия в реабилитации детей с отклонениями в развитии / Т. А. Сергеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 1. - С. 49-51.
Опыт применения методов музейной педагогики и терапии в реабилитации детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении "Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в развитии" N 34 Невского района Санкт-Петербурга.

42. Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10.
Российский центр музейной педагогики и детского творчества был образован при Государственном Русском музее в 1990 г. Его создание пришлось на время превращения Русского музея в уникальный музейный и образовательный комплекс.

43. Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31. - Библиогр.: с. 31 (5 назв.).
Традиционные гончарные промыслы России и Центрального Черноземья как средство воспитания и база для развития личности.

44. Скударь, З. Школьный этнографический музей / З. Скударь, А. Садакова // Воспитание школьников. - 2004. - № 7. - С. 34-38.
Об использовании музеев в воспитании для развития творческих способностей детей.

45. Спиридонова, Е. Музейная педагогика в школе / Е. Спиридонова // Искусство в школе. - 2007. - № 1. - С. 49-51.
Рассматривается такая педагогическая технология как музейная педагогика.

46. Степанова, Т. В. "Из истории вещей"/ Т. В. Степанова // Ребенок в детском саду. - 2004. - № 5. - С. 75-76.
Конспект занятия по музейной педагогике для детей подготовительной группы детского сада.

47. Субботина, Н. М. В Государственном центральном музее современной истории России / Н. М. Субботина // Преподавание истории в школе. - 2004. - №9. - С. 13-14. Научно-просветительская работа Государственного центрального музея современной России. Формы работы музея с учащимися - экскурсионные и лекционные занятия.

48. Тарновская, Т. Дети в экспозиции / Татьяна Тарновская // Мир музея. - 2007. - № 11. - С. 20-21 : ил.
Рассказывается о работе с детьми Музея истории архитектуры Сибири, который является музеем Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии.

49. Тиханчикова, Т. Л. Музейная педагогика / Т. Л. Тиханчикова, Д. И. Симбирева // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. - С. 69-71 : ил.
О знакомстве дошкольников с Италией в рамках занятий по музейной педагогике.

50. Трунова, М. Знакомство с творчеством К. Васильева : из опыта работы / М. Трунова, Р. Кулагина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 2. - С. 41-46.
Авторы делятся опытом ознакомления дошкольников с творчеством художника Константина Васильева.

51. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4. - С. 38-42.
Если нет возможности водить дошкольников в музеи, нужно создать свои мини-музеи и выставки - так решили воспитатели.

52. Фатеев, А. В. Учитель в музее : (занятия в Государственном историческом музее) / А. В. Фатеев // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 11-15. - Библиогр.: с. 15 (6 назв.).
Музейная педагогика - наука о воспитании творчески развитой личности в условиях музейной среды - была возрождена в России за последние двадцать лет.

53. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 44-50.
Как понимать смысл словосочетания "музейная педагогика" и почему музейная педагогика сегодня так востребована? Приводится сценарий познавательных бесед на тему "Время" для работы в старших группах.

54. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 58-63.
Как подготовить детей к посещению музея? Приводится сценарий вводного занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Я поведу тебя в музей... ". 

Назад в раздел