Загрузка...
VK FB
Скачать документ

«Экология культуры (от греч. oikos – дом, жилище, местопребывание) - понятие, возникшее в последние годы в русле экологии человека (социальн. экологии). В Экологии культуры наметилось несколько направлений. 1. Идея равновесной, взаимобезопасной связи человека и природы в непосредств. эстетич. и худож.-практическом преломлении – в развитии принципов совр. градостроительства, архитектуры, худож. проектирования предметно-пространственного окружения, предусматривающих бережное, охранительное отношение к природной среде. 2. Сохранение исторического духовного и материально-худож. наследия, той культурной среды, которая не менее природной «необходима человеку для его социальной и нравственной жизни, для духовной оседлости» (Лихачев). 3. Общая тематика, общий подход в развитии совр. искусства, опирающийся на идеи единства и гармонии человека, природы, культуры; движение к этому единству не столько за счет «очеловечивания» природы, сколько благодаря приближению, возвращению человека к природе» (Лисаковский, И. Н. Художественная культура : Термины. Понятия. Значения : [словарь-справочник] / И. Лисаковский. - Москва : РАГС, 2002. – С. 206).

Баркова, Э. В. Философия культуры в экологоориентированной перспективе / Э. В. Баркова // Культура. Наука. Интеграция. – 2012. - № 2. – С. 14-21.

В статье актуализируются проблемы реализации футорологически проектного потенциала философии культуры, ориентированного на гуманистическое восстановление на новом уровне науки органических связей Человека, Культуры, Природы и Космоса. Глубинное понимание обоснованно-просветительского начала и прикладные социально-управленческие проекции в перспективе могут мобилизовать общественное сознание, ориентируя его на возможность решения эколого-культурных проблем. Философия культуры, используя возможности обновленной методологии и категориального аппарата, способна быть ответственной за приостановку «распада общественного сознания». Новые концепции вносят в пространство философии культуры объединяющее людей планеты содержание истины, красоты и смысла высоких идеалов, позволяют осуществлять гуманитарные функции совершенствования Человека и гуманизировать его мировоззрение.

Белозерова, Н. Н. Экология языка: концептуальные преобразования / Н. Н. Белозерова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. - № 1. – С. 109-115.

Автор обосновывает следующую гипотезу: появление направлений исследования типа «экология языка», «эколингвистика», «экология культуры» вызвали концептуальные преобразования относительно оппозиции «человек естественный» versus «человек культурный», что привело к взгляду на естественный язык и культуру как на живые системы и к появлению новых концептуальных оппозиций.

Водолазкин, Е. Г. Экология культуры / Е. Г. Водолазкин // Экология и жизнь. – 2010. - N 7. - С. 34. - (Образование для устойчивого развития).

Галкова, О. В. Взаимодействие природы и общества как методологическая основа целостного подхода к анализу Всемирного наследия / О. В. Галкова ; ФГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет» // Вопросы культурологии. – 2010. - № 9. – С. 9-13.

В статье проанализированы концептуальные положения биосферной теории В.И. Вернадского как методологической основы целостного подхода к анализу Всемирного природного и культурного наследия.

Генова, Н. М. Инфраструктура культурного пространства региона как основа адаптации культурной политики / Н. М. Генова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - № 4-2 (август). – С. 239-242.

В статье рассматриваются возможности структурирования культурного пространства региона, лежащие в основе адаптационных механизмов совершенствования культурной политики. Исходя из понятий «культурное пространство» и «культурная среда региона» систематизируются представления о локализации культурной сферы региона в его культурном ядре. В связи с этим выделяются микросообщества, локальные и транслокальные сообщества, выводящие на ключевую идею экологии культурного ландшафта (инфраструктуры культуры) региона с помощью развития историко-культурного потенциала.

Год культуры — приоритетное направление деятельности библиотек в 2014 году : метод.-библиогр. пособие / сост. М. В. Николаева ; Ярослав. обл. универс. науч. б-ка им. Н.А. Некрасова. — Ярославль : ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова, 2013. — 62 с. - Из содерж.: Экология культуры. - Библиогр.: 15 ист. — Электрон. версия изд. по адресу: http://www.rlib.yar.ru/media/Download/metod/yearofculture2014.pdf.

Горбатова, И. И. "Требуется революция в самом человеке" / И. И. Горбатова // Культура в современном мире. - 2014. - № 2. - (Времена и люди). - [Электронный ресурс]. — URLhttp://infoculture.rsl.ru

Экологическая культура рассматривается как важная составляющая общей культуры общества. Законодательство об охране культурного и природного наследия и личная ответственность каждого за его судьбу – главные показатели уровня экологической культуры и связанные с этим проблемы развития внутреннего туризма. Садово-парковое искусство – предвестник гуманистической экологической культуры будущего.

Когай, Е. А. Экология культуры: предметное поле исследования / Е. А. Когай // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 5. - С. 136-145 .

Копнин, А. А. Ценностный потенциал миграционных сообществ в культурном пространстве русского мира / А. А. Копнин // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 5. - С. 55-59. - Библиогр.: с. 58-59 (8 назв.).

В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с современным подходом к "экологии культуры" в свете духовно-нравственного развития личности в условиях глобализации. Проанализировано взаимодействие ценностного потенциала миграционных сообществ в рамках Русского мира.

Крымский, А. В. Экологическое сознание и практика «экологии культуры» на примере Архангельской области / А. В. Крымский, Ю. Н. Карцев, И. В. Порядин, О. Н. Шадрина // IV Международная молодежная научная конференция "Экология - 2011" (6-11 июня 2011 года) : материалы докладов. - Архангельск : [б. и.], 2011 (Сев. (Аркт.) федер. ун-т). – С. 256-258.

Кулабухов, Д. А. Экология культуры: культурно-антропологические аспекты : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Д. А. Кулабухов. – Белгород, 2007. – 148 с. - Библиогр.: с. 138-148.

Курасова, Т. И. Актуальные проблемы экологии культуры / Т. И. Курасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 4. - С. 45-47. - Библиогр. в примеч.

Определение сущности экологии культуры с позиций экологического и культурологического подходов.

Левит, С. Я. Экология культуры : науч.-аналит. обзор / АН СССР. ИНИОН ; С. Я. Левит. - М. : ИНИОН, 1990. - 51 с. - (Сер.: Теория и история культуры). - Библиогр.: с. 48-51.

Левушин, А. Н. Экологический дискурс в повседневной культуре (социально-философский анализ) / А. Н. Левушин // Личность. Культура. Общество. - 2009. - Т. 11, вып. 4 (51/52). - С. 385-395. - Библиогр.: с. 394-395 (13 назв.).

Рассматриваются коммуникативные механизмы репрезентации в повседневной культуре экологической проблематики. Для этого обосновываются понятия повседневного дискурса и экологического дискурса. Показано, что обсуждение проблем охраны природной среды и защиты социальной и культурной среды составляют в дискурсе единое, латентно связанное проблемное поле.

Лихачев, Д. С. Экология культуры // Лихачев, Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет : к 100-летию Д. С. Лихачева : [в 3 т.] / Д. С. Лихачев ; Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Международный благотворительный фонд им. Д. С. Лихачева. - Санкт-Петербург : АРС. - Т. 2. - 2006. – С. 309-325 : ил.

Лосева, О. А. Культурологические парадигмы личности в XXI веке / О. А. Лосева // Философия и общество. - 2008. - № 2. - С. 71-77.

Возрастание значения искусственного мира в современной культуре и необходимость обретения человеком новых ценностей и мировоззренческих ориентиров, перспектив своего существования СМИ и стремление к экономическому благополучию как символ современной цивилизации. Глобальные модели прогнозирования будущего человечества (идеи Римского клуба, ноосферы, коэволюции). Необходимость универсальной гуманитарной ценностной основы бытия человека в наши дни, когда духовное и нравственное подменяется социальным и рациональным - вытеснение первичного вторичным, всякой идеи личной ответственности за свои поступки. Рациональный человек и необходимая выработка теневой вненормативной контркультуры. Актуальность подтверждения статуса самостоятельности человека в указанном контексте идеологического вакуума. Проблема духовности, преломленной через индивидуальные качества личности как субстанционального образования, репрезентирующего всю Вселенную - новый духовный синтез не только практической активности и творческой стихии созерцания, как обращения экологии внешней предметности в экологию культуры. А.З.

Мальбахова, И. Х. Биоэтические проблемы в контексте «живой этики» Н. К. Рериха / И. Х. Мальбахова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – 9 (сентябрь). – С. 98-103.

Учитывая круг охватываемых проблем и динамику развития биоэтического знания, уже сегодня мы можем отметить, что она претендует на статус «глобальной этики». Но для нашей страны это направление исследований является новым и не достаточно разработанным в теоретико-методологическом плане. В этой связи определенный интерес представляют труды нашего соотечественника Н.К. Рериха, связанные с его учением о «Живой Этике», или «Агни Йоге». Идеи и мысли Рериха также способствуют осмыслению возникновения биоэтики как культурно-исторического феномена.

Милтон, К. Экологизм: антропология, культура и окружающая среда / Милтон К. // Наука о культуре: итоги и перспективы : науч.-информ. сб. / РГБ, НИО Информкультура. - 1999. - Вып. 6. - С. 2-34. - Библиогр.: с. 33-34.

Миронова, Т. Н. Сохранение культурного и природного наследия: методические рекомендации к учебному курсу для студентов вузов очной формы обучения / Т. Н. Миронова // Вопросы культурологии. - 2007. - № 10 (октябрь). - С. 40-46. - Окончание. Начало в№ 9.

Навлицкая, Г. Б. Об экологичности культуры древней Японии / Г. Б. Навлицкая // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13, Востоковедение. - 1991. - № 3. - С. 16-26.

Павлова, Е. Д. Экология культуры и духовного мира человека в условиях информационного общества // Павлова, Е. Д. Сознание в информационном пространстве / Е. Д. Павлова. - Москва : Academia, 2007. – Глава 9. – С. 617-665. - Библиогр. в подстроч. примеч.

Симакина, А. В. Экологическое сознание в системе культурных отношений : : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / А. В. Симакина. - Саранск, 2005. - 154 с. - Библиогр.: с. 140-153.

Страчевская, Э. Е. Музыкальное этнокультурное наследие в пространстве музея: экология культуры VS. Этнофутуризм / Э. Е. Страчевская // Обсерватория культуры. - 2009. - № 4 (июль-август). - С. 64-70. - Библиогр.: с. 70 (20 назв.).

На примере этнокультурных проектов, существующих в пространстве музея, рассмотрены два подхода к проблеме передачи разнообразия и богатства звукового мира традиционных культур: экология культуры как пример охранительного отношения к наследию и этнофутуризм как поиск новых, актуальных подходов в работе с ним.

Татаринцев, В. О. Современная экологическая парадигма и ценности традиционной экософии народов Севера / В. О. Татаринцев // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2009. - № 3. – С. 97-102.

В статье рассматриваются существующие в современной науке представления о взаимоотношениях природы, общества и человека на протяжении исторического развития. Описывается возникновение и развитие «экологии культуры» как части общей культуры человека и общества. Предпринимается попытка объяснения ценностей традиционного понимания природы коренными этносами Севера в противовес распространенному в наши дни утилитарно-прагматическому подходу

Тихонова, Е. П. XX-XXI в. – глобализация социокультурного кризиса современности / Е. П. Тихонова // Вестник Томского государственного университета. – 2009. - № 321 (апрель). – С. 84-87.

Статья посвящена исследованию основных проблем XX-XXI вв., которые связаны с процессами глобализации социокультурного кризиса. Основными показателями большинства кризисных явлений выступает разрушение экологии человека и экологии культуры. Причины современного кризиса заключены в культе суперматериализованного мира и позитивистской методологии познания, в господстве науки и покорении человека техникой.

Ходжаева, Ю. М. Экология культуросферы : к проблеме сохранения наследия : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Ходжаева Ю. М. ; [место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева]. - Саранск, 2009. - 267 с. - Библиогр.: с. 147-197.

Холодилова, Е. В. Экология культуры в контексте современной социокультурной ситуации: проблема "дома" и "бездомности" : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Е. В. Холодилова. - Хабаровск, 2006. – 169 с. : ил. - Библиогр.: с. 150-169.

Хомякова, И. В. Стратегии регионального дизайна / И. В. Хомякова // Регионология. - 2010. - № 1. - С. 258-266. - Библиогр.: с. 266 (10 назв.).

В статье рассматриваются стратегии регионального дизайна в русле проблем экологии культуры.

Шаронова, А. А. Концепция глубинного сознания Михаила Матюшина и Елены Гуро / А. А. Шаронова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 7 (июль), - С. 132-136.

В статье проведен историко-философский анализ идейного вклада лидеров русского художественного авангарда в поиски парадигмы мировосприятия, созвучной новой экологии культуры. Исследуется концепция глубинного сознания одного из основоположников и теоретиков русского авангарда М. Матюшина и поэта и художницы Е. Гуро.

Экологическая культура личности и пути ее формирования

Аутлева, А. Н. Культурологический подход в экологической социализации личности / А. Н. Аутлева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - N 1. - С. 13-19. - Библиогр.: с. 19 (7 назв.).

Раскрытие экологической социализации с позиции культурологического подхода, рассмотрение ее в общекультурном контексте как интеграцию личности с культурой в единстве.

Блягоз, Н. Ш. Структурные компоненты сознания и их назначение в становлении целостной экологически культурной личности / Н. Ш. Блягоз // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2010. - Вып. 1 (56). - С. 28-37. - Библиогр. в примеч.

Показаны структурные компоненты сознания - научно-теоретический и обыденный уровни, их сущность; мифологическое, религиозное, этнически-эмпирическое сознания как составляющие обыденного уровня сознания. Выявлена гармонизация уровней сознания как условие целостности и экологичности. Дано авторское определение целостной личности как экологически культурной.

Волков, В. Т. Элементы системного подхода на основе принципов гармонии в социально-экологическом воспитании личности в онтогенезе / В. Т. Волков, В. В. Фалилеев // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 317, N 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. - С. 115-119. - Библиогр.: с. 119 (4 назв.).

Рассматривается системный подход на основе принципов гармонии и поиск инструмента педагогического воздействия на человека, который позволил бы уверенно решать социально-экономические проблемы общества.

Гришаева, Ю. М. К вопросу о сущности понятия "экологическая культура личности" / Ю. М. Гришаева // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N 11. - С. 48-51. - Библиогр.: с. 51 (7 назв.).

Анализируется понятие "экологическая культура личности" на основе методов обобщения и абстрагирования в целях выявления сущностных характеристик данной дефиниции.

Дзятковская, Е. Н. Культурологический подход к общему экологическому образованию / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный // Педагогика. - 2009. - N 9. - С. 35-43.

Статья посвящена проблеме связи общего экологического образования с общекультурной подготовкой школьной молодежи. Экологическая культура рассматривается не только как результат экологического образования, но и как источник конструирования и пространство развития содержания общего образования.

Курдюкова, Н. А. Экологичность как качество психологической культуры личности / Н. А. Курдюкова // Проблемы региональной экологии. - 2006. - N 4. - С. 87-90. - Библиогр.: с. 90.

Раскрываются различные подходы к пониманию "психологической культуры", которая соотносится с понятием "экологической культуры".

Лапина, З. Г. Экологическое воспитание - творческая индивидуальность будущего / З. Г. Лапина, Ч. Хун, К. И. Шилин. - Москва : Нефть и газ, 2002. - 254 c.

Работа посвящена эко-совершенствованию человека - самой фундаментальной проблеме современности, от которой зависит решение всех остальных задач. Но самое главное, совершенствование каждой личности и всего общества - верный путь к разрешению экологической катастрофы. Авторы показывают, что воспитание высокоразвитой творческой индивидуальности - главное звено эволюции - возможно на основе синтеза культур Востока-Запада-России. Средством для этого является Живое знание, направленное на гармонизацию предметно-расчлененного современного научного знания. Таким образом, восстанавливается цельность человека и нарушенная гармония с природой. Система "Наука-образование" получает тем самым средство построения нормативного прогноза науки и образования как форм культуры. В работе показан опыт синоцентричной Восточной Азии, культура производства которой получила мощный духовный импульс в своем развитии при подведении под экономику нравственного конфуцианского основания. Энциклопедичный характер издания обеспечивается экософским словарем, а также небольшим словарем по эологично-патриотическому воспитанию.

Лихачев, Б. Т. Философия воспитания: специальный курс / Б. Т. Лихачев. - Москва : ВЛАДОС, 2010. - 334, [1] c.

Озеров, А. Г. Формирование экологической культуры личности в процессе исследовательской, туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. Г. Озеров ; авт. цитат К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский // Краеведческий альманах. - 2009. - N 1. - С. 3-12. - Библиогр.: с. 12 (4 назв.).

Эстетическое воспитание как процесс становления сущности и духовного развития человека. Организация процесса познания окружающего мира, в том числе изучение самого себя и установление гуманистических взаимоотношений с окружающим природным и социальным миром как главная педагогическая задача естественно-научного краеведения.

Самкова, В. А. Экология в системе культуры / В. А. Самкова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2010. - N 1 (зима). - С. 21-27.

Статья знакомит с одним из параграфов учебного пособия Самковой В. А., Шурхал Л. И. "Экология: природа, человек, культура", разработанного в рамках модели "Экология в системе культуры". Приводится текст древней китайской басни "Какие нужны знания".

Семячкин-Глушковский, И. А. Модель формирования эколого-гуманитарной культуры личности / И. А. Семячкин-Глушковский, Г. Д. Турчин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Химия. Биология. Экология. - 2006. - Вып. 1/2. - С. 58-59. - Библиогр.: с. 59.

Поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности связан с реализацией на практике различных педагогических подходов включаемых в учебно-воспитательный процесс на принципах вариативности. Последнее позволяет в зависимости от целей обучения варьировать структурные элементы, оставляя неизменной концептуальную основу модели.

Табуева, Э. М. Экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности / Э. М. Табуева // Химия в школе. - 2004. - № 5. - С. 18-21.

Фортунатов, А. А. Педагогические условия формирования ответственного отношения личности к окружающей социоприродной среде / А. А. Фортунатов //Высшее образование сегодня. - 2012. - № 8. - С. 52-56. - Библиогр.: с. 56 (6 назв.).

В статье раскрыты педагогические условия, связанные с формированием ответственного отношения личности к социоприродной среде. Предложен алгоритм организационно-управленческого сопровождения концептуальной модели развития экологической культуры студентов в условиях рефлексивно-образовательной среды вуза. Описаны особенности формирования экологосообразной образовательной и социокультурной среды вуза, способствующих развитию экологической культуры обучающихся. Рассмотрен опыт применения системы экологического менеджмента в качестве системообразующего элемента экологосообразной образовательной среды вуза.

Холодилова, Е. Культурно-экологическая проблематика в контексте гуманитарной парадигмы образования / Е. Холодилова // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2006. - № 6. - С. 40-42.

Чуйкова, Л. Ю. Проблема устойчивости экологической культуры и экологического сознания личности в современных условиях / Л. Ю. Чуйкова // Человек и образование. - 2012. - № 1. - С. 49-53. - Библиогр.: с. 53 (7 назв.).

Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на экологическую культуру и экологическое сознание. На историческом примере автор показывает, что экологическая культура утрачивается, если в обществе доминируют экономические ценности. Целью экологического образования должно стать формирование экологического сознания как более устойчивого качества личности.


Назад в раздел