Загрузка...
VK FB

Программы музыкального воспитания для дошкольников


Алексеева, Л. Н. Детский мир музыки : авторская программа первоначального музыкального воспитания и образования : (с комментариями) / Л. Н. Алексеева (рук.), Е. И. Голубева. - Москва : [б. и.], 2012. - 19, [1] c.

Боронина, Е. Г. О программе приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре / Е. Г. Боронина // Традиционная культура. - 2006. - № 3. - С. 97-100. - Библиогр.: с. 100.
О программе приобщения детей к традиционной народной культуре средствами фольклора.

Боронина, Е. Г. Музыкальный фольклор как комплексная программа приобщения детей 5-7 лет к традиционной народной культуре / Е. Г. Боронина // Искусство и образование. - 2006. - № 4. - С. 52-61. - Библиогр.: с. 61 (8 назв.).
Рассматривается фольклор как важнейшее средство приобщения детей к традиционной народной культуре.

Домогацкая, И. Е. Развитие музыкальных способностей и Развитие речи : 90 поуроч. планов по предметам : к учеб. курсу для детей 3-5 лет / И. Е. Домогацкая. - Москва : Классика-XXI, 2004. - 41, [1] c.
Издание предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений, групп эстетического воспитания, подготовительных отделений детских музыкальных школ и школ искусств.

Домогацкая, И. Е. Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет : программа по предмету / И. Е. Домогацкая. - Москва : Классика - XXI, 2004. - 28, [2] c.
Первая отечественная авторская программа, посвященная дошкольному музыкальному воспитанию, содержит методическую записку и календарный план, в котором по месяцам расписана трехгодичная программа по предмету "Развитие музыкальных способностей", включены детальные рекомендации по работе над интонированием и метроритмом, развитием речи и тембровым слухом, основам музыкальной грамоты.

Домогацкая, И. Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет / И. Е. Домогацкая. - Москва : Классика-XXI, 2004. - 13, [3] c.
Издание адресовано педагогам учреждений дошкольного образования детей, групп раннего эстетического развития, а также отделений подготовки детей к обучению в детских школах искусств.

Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития : пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. А. Дубровская ; [Программа "Из детства - в отрочество"]. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2004. - 172, [1] с. : нот.

Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / М. Б. Зацепина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2006. - 86,[2] с.

Комарова, Т. С. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в "программе воспитания и обучения в детском саду"/ Т. С. Комарова // Педагогическое образование и наука. - 2006. - № 3. - С. 7-10.
"Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой получила гриф Министерства образования и науки РФ в декабре 2004 г Программа нацелена на развитие ребенка, под которым мы понимаем развитие психических процессов, способностей и творчества.

Костина, Э. П. Камертон : программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2006. - 221,[2] с.

Костина, Э. П. Камертон : программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. - Москва : Линка-Пресс, 2008. - 317 с.

Мир - прекрасное творение : основы православной культуры (учебная программа). Для детей дошкольного возраста (средняя, старшая и подготовительная группы детского сада) : (отрывок) // Духовно-нравственное воспитание. - 2008. - № 1. - С. 51-64. - Библиогр.: с. 64 (37 назв.).
Предлагаемая программа восполняет раздел духовно-нравственного воспитания дошкольников для программ воспитания в детском саду ("Истоки", "Радуга", "Развитие", "Детство" и др.). Примерное тематическое планирование курса. Типичные ошибки в процессе духовно-нравственного воспитания.

Радынова, О. П. Музыкальные шедевры : авт. программа и метод. рек. / О. П. Радынова. - М. : ГНОМ и Д : Казаков, 2000. - 79 c.

Талеева, Л. П. Колокольчики тундры : регион. программа : [по ознакомлению детей дошк. возраста с фольклором и музык. искусством нен. народа] / Талеева Л. П.; Нен. окр. ин-т переподгот. и повышения квалификации, Каб. родного яз., истории, культуры и этнографии. - Нарьян-Мар : НО ИППК, 2003. - 14 с.

Фольклор-музыка-театр : программы и конспекты занятий для педагогов доп. образования, работающих с дошкольниками : [програм.-метод. пособие] / под ред. С. И. Мерзляковой. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 212,[2]с. : ил., ноты Библиогр.: с.211-213.

Ходонович, Л. С. Развитие музыкального творчества дошкольников : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л. С. Ходонович. - Минск : ИВЦ Минфина, 2007. - 142, [1] с. : ил., нот.
В пособии представлена авторская методика диагностики развития музыкального творчества дошкольников 3-6 лет на основе игровой музыкально-творческой деятельности.

Программы и методические разработки,
реализуемые в общеобразовательных учебных заведениях


Российская Федерация. Министерство образования. [Федеральный компонент государственного стандарта общего образования] : основное общее образование. Стандарт основного общего образования по искусству / Российская Федерация (Москва), Министерство образования. - (Нормативные документы) // Вестник образования России. - 2004. - № 13. - С. 46-58.

Российская Федерация. Правительство. [О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы] : распоряжение от 25. 08. 2008, № 1244-р, 1244-р / Российская Федерация, Правительство // Официальные документы в образовании. - 2008. - № 25. - С. 9-19.

Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования : учебник для студентов высших учебных заведений - Музыкальное образование / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - Москва : Музыка, 2006. - 334, [1] c.
В приложении к учебнику в кратком изложении представлены пояснительные записки к авторским программам по музыке для общеобразовательных учебных заведений, рекомендованным Министерством образования и науки РФ.

Волчегорская, Е. Ю. Развитие творческого воображения школьников на уроках музыки / Е. Ю. Волчегорская // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 38-40.
Об авторской программе по музыке для 1-2 классов "Слышу. Вижу. Чувствую".

Герои Глинки на школьной сцене : (о работе по программе М. С. Красильниковой) / Н. Г. Терентьева, Н. С. Рагимханова, Н. В. Кузнецова, И. А. Лебедева // Музыка в школе. - 2004. - № 2. - С. 33-38.
В прогимназии № 1755 г. Москвы осваивают экспериментальную программу "К вершинам музыкального искусства" М. С. Красильниковой. Дети, начиная с 1 класса, разучивают и исполняют на сцене оперные и симфонические шедевры отечественной и зарубежной музыки. Руководитель школы и учителя рассказывают, как дети воспринимают такие сложные произведения (на примере "Ивана Сусанина" Глинки).

Десяткова, И. Л. Народное творчество : (программа четырехлетнего курса обучения) / И. Л. Десяткова // Музыка в школе. - 2009. - № 1. - С. 59-63.
Данная программа включает теоретический курс изучения музыкального и устного народного творчества.

Егорова, А. М. Элективный курс "Математика и музыка" : (для профильных 10-11 классов) / А. М. Егорова // Образование в современной школе. - 2008. - № 5. - С. 18-25 : табл. - Библиогр.: с. 24-25 (34 назв).
Программа элективного курса "Математика и музыка" для учащихся профильных 10-11 классов.

Еникеева, А. Формирование этнокультурной компетенции учащихся / А. Еникеева // Воспитание школьников. - 2007. - № 8. - С. 26-31. - Библиогр.: с. 31 (8 назв.).
О работе татарской фольклорной студии по экспериментальной комплексной авторской программе.

Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / Е. Р. Ильина. - М. : Академический проспект ; Альма Матер, 2008. - Из содерж.: Современные программы по музыкальному воспитанию. - С. 184-195.

Кошмина, И. В. "Слово и звук" : программа для 1-4 классов / Н. В. Кошмина, Т. Ю. Бабичева // Музыка в школе. - 2008. - № 4. - С. 29-30.
Программа является дополнением к традиционному курсу музыки и учитывает факторы преобладания у младших школьников наглядно-образного мышления и эмоционально-чувственного восприятия действительности, форм игровой деятельности.

Красноперова, Т. В. Конструирование процесса формирования интереса к музыке у учащихся 1-8-х классов / Т. В. Красноперова. // Искусство и образование. - 2006. - № 6. - С. 76-89. - Библиогр.: с. 89 (8 назв.).
Цель статьи - разработка важнейшей и актуальной проблемы в условиях современного музыкального образования - формирование интереса к музыке у учащихся 1-8-х классов гимназии, которая осуществлялась на основе проведенного исследования. Обосновано и раскрыто содержание программы "Гармонии вдохновения".

Кузнецова, Н. Т. Из опыта работы по авторизованной программе : 1-2-й классы / Н. Т. Кузнецова // Музыка в школе. - 2004. - № 6. - С. 14-28.
Предлагаемая программа занятий в 1-2-м классах построена в игровом стиле, в виде увлекательного кругосветного путешествия к загадочному острову "Трех китов", при этом, без нарушения основных общедидактических принципов научности, систематичности, доступности. Приведены примеры разработки уроков.

Кукаева, О. Развитие этнокультурных представлений учащихся на предмете "Музыка" / О. Кукаева. // Искусство в школе. - 2007. - № 4. - С. 72-74. - Библиогр.: с. 72 (7 назв.).
В программах по музыке, создаваемых удмуртскими преподавателями, рассматриваются возможности использования национального музыкального искусства для решения различных задач образовательного процесса. Рассказывается об интегрированной программе "Диалог этномузыкальных культур" (5 класс).

Мамонова, Н. В. Программа интегрированного курса изобразительного искусства и музыки для общеобразовательных учреждений : "Прикосновение к миру" : подготовительный класс и начальная школа / Н. В. Мамонова, И. В. Бочкарева // Изобразительное искусство в школе. - 2004. - № 4. - С. 48-56.
Основная задача программы - развитие образного мышления учащихся. Пр ограмма предполагает применение педагогической инициативы, занятия имеют форму нетрадиционного урока. Концепция программы. Содержание курса.

Методика музыкального воспитания : учебная программа : [для студентов дневного и заочного отделений факультета начальных классов] / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; авт.-сост.: канд. пед. наук, доц. Е. Е. Шувалова. - Архангельск : Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2000. - 45 c.

Музыка 1-8 кл. : программы для ср. общеобразоват. учеб. заведений. - М. : Просвещение, 1993. - 79 с.

Музыкальное воспитание детей в общеобразовательной школе по системе Д. Б. Кабалевского : рекомендательный библиографический указатель / сост. Л. Голенищева. - Петрозаводск : Гос. публич. библиотека КАССР, 1982. - 8 c.

Новоселова, З. А. "Величие литературы осмыслить музыкой берусь" : программа интегрированного спецкурса в старших классах общеобразовательной школы / З. А. Новоселова, А. А. Акулова // Музыка в школе. - 2009. - № 2. - С. 59-63. - Библиогр.: с. 71 (6 назв.)
Предлагаемый спецкурс является возможностью дальнейшего музыкального образования, приобщения к достижениям мировой культуры уже для старшеклассников.

Планирование и краткие методические рекомендации к учебно-методическому комплекту "Классическая начальная школа" : музыка / [авторы-составители] В. В. Алеев, Т. Н. Кичак // Начальная школа. - 2006. - № 5 ; Библиотечка учителя. - 2006. - № 5. - С. 18-36.
Обучение и примерное тематическое планирование по курсу "Музыка. 1-4 классы", представленном в учебно-методическом комплекте "Классическая начальная школа".

Работа по программе "К вершинам музыкального искусства" // Искусство в школе. - 2003. - № 6. - С. 53 - 57.

Сергеева, Г. П. Программа и методические материалы по предмету "Музыка" : для 1-4 кл. шк. с углубл. изучением предметов муз.-эстет. цикла, гуманит. гимназий и колледжей искусств / Г. П. Сергеева ; Моск. ин-т развития образоват. систем. - М. : МИРОС, 1996. - 94 с.

Салькова, Е. В. Байки-побайки / Е. В. Салькова // Народное творчество. - 2001 - № 4. - С. 18 ; № 5. - С. 18 ; № 6. - С. 18. - 2002 - № 1. - С. 25 ; № 2. - С. 29 ; № 3. - С. 29 ; № 4. - С. 33. - № 5. - С. 39 ; № 6 - С. 37. - 2003. - № 1. - С. 32 ; № 2. - С. 32 ; № 3. - С. 18 ; № 5. - С. 22 ; № 6 - С. 29. - 2004. - № 1. - С. 38.
Публикация авторской программы по музыке, разработанной на основе детского фольклора Еленой Валерьевной Сальковой.

Томчук, С. Музыка в формировании духовной культуры личности. Из опыта учителей Ярославской области / С. Томчук, О. Фалетрова. // Искусство в школе. - 2009. - № 4. - С. 19-23.
Представлена программа курса "Музыка в формировании духовной культуры личности", разработанная группой учителей музыки Ярославской области.

Тутолмин, А. В. Программа по музыке для школ с углубленным изучением устно-песенного фольклора / А. В. Тутолмин // Начальная школа + до и после. - 2007. - № 2. - С. 6-10. - Библиогр.: с. 9 (5 назв. ).
Знакомство с народной песней расширяет представление младших школьников о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.

Черкашина, Ю. Н. Формирование интереса к музыке у учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы / Ю. Н. Черкашина // Искусство и образование. - 2007. - № 5 (49). - С. 77-84 : 2 диагр. - Библиогр.: с. 84 (5 назв.)
На примере программы "Гармония музыкального искусства".

Юдина, Е. И. Поурочно-методические разработки по музыке. 5 класс : [для учителей музыки, педагогов дополнительного образования] / Е. И. Юдина, В. М. Сиренко. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 141,[2] с.
Данное издание является частью УМК, в который также входят: Е. И. Юдина, В. М. Сиренко. Музыка. 5 класс : учебное пособие; Е. И. Юдина. Музыкальная хрестоматия. 5 класс.

Явгильдина, З. М. Возможности реализации национально-регионального компонента в современных условиях школьного обучения / З. М. Явгильдина // Начальная школа. - 2006. - № 12. - С. 64-69.
Об авторской программе для младших классов общеобразовательных школ "Татарский детский музыкальный фольклор" и практической реализации ее основных задач в музыкальном образовании школьников.

Программы, реализуемые в детских музыкальных учебных заведениях


Аванесов, Ю. М. Совершенствование программного обеспечения учебного процесса в инструментальном классе / Ю. М. Аванесов // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - № 1. - С. 34-38. - Библиогр.: с. 38
В статье раскрывается путь исследовательской мысли по созданию экспериментальной учебной программы полиинструментального параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне.

Геталова, О. А. Общий курс фортепиано : авторская программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств : семилетнее и пятилетнее обучение / Ольга Геталова. - Санкт-Петербург : Композитор-Санкт-Петербург, cop. 2009. - 46 c.

Закирова, Г. Современные музыкальные жанры : пояснительная записка / Г. Закирова // Музыка в школе. - 2005. - № 1. - С. 57-64. - Библиогр.: с. 64 (23 назв.).
В виде факультативного курса предлагается программа для изучения дисциплины "Современные музыкальные жанры" студентами музыкального отделения.

Захаренко, Л. В. Слушаем музыку / Л. В. Захаренко // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 8. - С. 31-37.
О программе "История музыки. Слушание музыки", реализуемой в детской хоровой студии "Веснянка" Дворца детей и молодежи г. Москвы.

Класс ансамбля : прогр. для дет. муз. шк. (эстрад. спец.) / [сост. Ю. Г. Кинус, П. К. Назаретов ] ; М-во культуры Рос. Федерации, Упр. по делам науки и учеб. заведений. - М. : Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1993. - 7 с. - Библиогр.: с. 5-7.

Коломиец, Г. Г. Музыкально-теоретические дисциплины : Сольфеджио. Элементарная теория музыки. Музыкальная литература : [программа для спец. дет. музык. шк.] / Г. Г. Коломиец ; Оренбург. гос. ин-т искусств им. Л. и М. Ростроповичей, Обл. метод. каб. учеб. заведений культуры и искусства. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1998. - 46 c.

Ладыженский, П. Программа по музыкальной композиции и тематические разработки [Ноты] : для муз. шк. и уч-щ / П. Ладыженский, 2005. - 108 с.

Лихачев, Ю. Я. Авторская школа : современная методика обучения детей музыке / Ю. Лихачев. - Изд. 2-е, доп. - Санкт-Петербург : Композитор. Санкт-Петербург, cop. 2012. - 86, [2] c.

Манукян, И. Э. Главное - музыкальный образ : преподавание композиции в ДМШ / И. Э. Манукян // Искусство в школе. - 2006. - № 2. - С. 52-57 ; № 3. - С. 53-55 ; № 4. - С. 53-60.
Фрагмент незаконченной монографии об особенностях преподавания композиции в детских музыкальных школах. Дана программа преподавания композиции на 7 лет обучения. Содержится краткий обзор педагогической и композиторской деятельности Ирины Эдуардовны Манукян (1948-2004) .

Минина, О. Экспериментальная программа [Ноты] : общий курс гитары для дет. муз. шк. / О. Минина, 2004. - 16 с.

Программа по предмету "Музыка" : для рук. дет. театр. студий, пед. театр. отд-й шк. искусств и лицеев / Моск. гос. ун-т культуры : [сост. Л. В. Данилова]. - М. : Изд-во МГУК, 1996. - 8с.

Селицкий, А. Бедная родственница : Музыкальная литература в детской музыкальной школе : о программе курса и многом другом / А. Селицкий // Музыкальная академия. - 2004. - № 1. - С. 133-137.
Анализ программы курса музыкальной литературы в ДМШ, ее структура, общие принципы развития.

Середа, В. П. Музыкальная грамота. Сольфеджио : образовательная программа повышенного уровня для учащихся 6 и 7 классов ДМШ и ДШИ по предмету "Сольфеджио" / В. П. Середа. - Москва : Классика - XXI, 2005. - 36, [2] с. : ил., табл.

Сергеев, Б. А. Программа обучения по специальности "Пение" для детских музыкальных школ и гимназий искусств / Б. А. Сергеев. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2003. - 42 с.
Программа удостоена Диплома на V Всероссийском конкурсе-смотре творческих, научных, методических работ преподавателей учебных заведений культуры и искусства в 1996 году.

Современная музыка. История джаза и популярной музыки : программа для дет. муз. шк. (эстрад. специализация) / М-во культуры Рос. Федерации, Упр. по делам науки и учеб. заведений ; [сост. Т. Л. Айзикович]. - М. : Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1993. - 37, [1] с.

Хоровое пение : примерная программа к базисному учебному плану для ДШИ Санкт-Петербурга / [Н. В. Дурандина, Н. В. Жукова, Г. А. Игумнова и др.]. Вокальный ансамбль ; Индивидуальная певческая практика : примерные программы предмета по выбору : [сборник] / И. В. Роганова ; [к сб. в целом: Правительство Санкт-Петербурга, Ком. по культуре, Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования (повышения квалификации) "С.-Петерб. учеб.-метод. центр по образованию Ком. по культуре" ; введ., пояснит. записка: Е. С. Михайлова ; ред.: Е. С. Михайлова, И. В. Роганова]. - Санкт-Петербург : Композитор-Санкт-Петербург, cop. 2009. - 66 c.

Черватюк, П. А. Алгоритмическая система в музыкальном искусстве и ее применение при изучении гармонии / П. А. Черватюк // Мир образования - образование в мире. - 2005. - № 1. - С. 29-41.
Приведена система алгоритмов, разработанная Анной Петровной Черватюк, применяемая при практическом обучении музыке (изучении гармонии). Основное достоинство системы - обеспечение при наименьшей затрате времени высокой эффективности и качественного усвоения учебного материала.

Ярешко, А. С. Возрождаем искусство звонарей : краткий курс обучения православным колокольным звонам / А. С. Ярешко // Народное творчество - 2003. - № 5 - С. 24-27 ; 2004. - № 1. - С. 22-23 ; № 2. - С. 43-44 ; № 5. - С. 18-20.

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии


Дикаева, Е. С. Обучение детей с особыми образовательными потребностями / Е. С. Дикаева // Искусство и образование. - 2007. - № 1. - С. 31-38. - Библиогр.: с. 38 (6 назв. ).
О детской школе искусств 14 г. Омска, которая на протяжении шести лет эффективно и плодотворно занимается творческим развитием детей, имеющих двигательные нарушения. В 2005 году группой педагогов разработана уникальная "Комплексная программа обучения детей с особыми образовательными потребностями на музыкальном отделении в детской школе искусств".

Зотова, Л. Н. "Детский шумовой оркестр" : образовательная программа клуба "Журавушка" для детей с особенностями развития / Л. Н. Зотова // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). - 2004. - № 1. - С. 32-35.
Аналитическое и научно-теоретическое обоснование программы. Принципы, цели, задачи. Организация образовательного процесса. Формы занятий.

Комплексная экспериментальная программа клуба для детей с особенностями развития "Журавушка" // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). - 2004. - № 1. - С. 2-8.
Цели и задачи программы. Организация и планирование образовательного процесса. Основные направления творческой деятельности клуба: театральное, музыкальное, изобразительное искусство, хореографическое искусство, прикладное творчество.

Меш, А. Б. "Я и флейта" : образовательная программа клуба "Журавушка" для детей с особенностями развития / А. Б. Меш // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). - 2004. - № 1. - С. 35-40.
Идея, принципы, цели, задачи программы. Организация образовательного процесса. Формы обучения. Способы овладения инструментом. Последовательность освоения нотной записи. Упражнения для разминки.

Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика : учебное пособие для среднего профессионального образования / [Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева] ; под ред. Е. А. Медведевой. - Москва : Academa, 2002. - 217,[1] с.

Трифонова, О. Н. "Солнечная радуга" : музыкальная коррекция нарушения речи у детей с нотным приложением / О. Н. Трифонова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 317 с.

Фаткуллина, А. А. Урок лечебной физкультуры или занятие на фортепиано? : (из опыта работы по обучению игре на фортепиано детей с моторными нарушениями) / А. А. Фаткуллина. // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 4. - С. 19-21.
Фрагмент авторской программы по обучению детей с ДЦП игре на фортепиано (синтезаторе) : использование фортепиано (или синтезатора) как своеобразного тренажера для разработки крупной и мелкой моторики рук и пальцев. Практический материал. 

Назад в раздел