Загрузка...
VK FB
Скачать документ

Составитель: Н. В. Попова, гл. библиограф
Отв. за выпуск: Т. Э. Штанг, зав. сектором информации по культуре
(818 2) 20-64-68, e-mail: culture@aonb.ru

Каталог книжно-иллюстративной выставки

Предлагаем вашему вниманию аннотированный каталог книжно-иллюстративной выставки «Книга художника», посвященной искусству иллюстрации и творчеству российских художников-графиков, начиная c XIX века по нынешний день. Это издания из фонда АОНБ им. Н. А. Добролюбова, транслирующие опыт и красоту книжного искусства ушедших эпох и современности. Источники, рассказывающие о творческих поисках в недрах различных стилей и направлений: оригинальные и факсимильные издания «Мира искусства», книги-манифесты футуристов, литературные эксперименты художников конструктивизма… Это альбомы и монографии, воспоминания, письма и дневники художников, а также произведения, оформленные иллюстрациями великих мастеров книжной графики.

Выставка состоялась в отделе литературы по искусству в 2015 и была приурочена к Году литературы в России. Презентация экспозиции прошла 3 ноября в череде разнообразных событий акции «Ночь искусств в Добролюбовке - 2015».

Полная версия списка - в документе для скачивания.

СОДЕРЖАНИЕ:

Книга художников объединения «Мир искусства»

Русская футуристическая книга

Конструктивизм в книжной графике

Мастера советского книжного искусства

Современная российская книга

Детская книга в оформлении русских художников

Широкое распространение книжной иллюстрации началось с конца XIV века. Но лишь в 1840-х гг. «настал, - по выражению Н. А. Некрасова, - иллюстрированный в литературе век». Очень существенное место книга занимала в творческих интересах и практике русских художников начала XX столетия. Важнейшие принципы - понимание книги как единого организма, сливающего воедино текст и иллюстрации, вербальное и визуальное; стремление к созданию в каждой своего малого синтеза всех элементов, - родились в лоне модерна и были подхвачены авангардом. Книга художника, создававшаяся в ту эпоху, имела несомненные достижения и вершины, характеризуемые такими именами как А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов, И. Билибин, Д. Митрохин, Г. Нарбут, М. Добужинский… Позже совершенно по-новому традиция продолжилась в произведениях В. Хлебникова, А. Крученых, А. Родченко и В. Степановой, О. Розановой, М. Ларионова, Н. Гончаровой… И это лишь некоторые имена художников, которые задали высокую планку дальнейшему развитию искусства книги. С творчеством этих и мн. др. великих соавторов писательского труда познакомят вас приведенные в каталоге источники.


 ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО КНИГООФОРМИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

Век русского книжного искусства : [из собраний Государственного литературного музея, Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и др.: альбом / идея проекта: Владимир Григорьев ; сост. Андрей Маркевич ; вступ. ст.: Эраст Кузнецов ; сост. биографий: Евгения Буторина]. - Москва : Вагриус, 2005. - 566, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 563. - Алф. указ.: с. 564-566. (1408594 – ОХДФ).

Выставка работ художников книги, 6-я : каталог/ Выставка работ художников книги, 6-я (1957 ; Москва). - Москва : [б. и.], 1957. - 78 c. (405446 – ОХДФ).

Владимиров, Л. И. Всеобщая история книги : Древний мир. Средневековье. Возрождение. XVII в. : [перевод] / Л. И. Владимиров. - Москва : Книга, 1988. (1180457 - ОХДФ 1267602 - РС 1180456 – ОХДФ).

Герчук, Ю. Я. История графики и искусства книги : учеб. пособие для вузов / Ю. Я. Герчук. - Москва : Аспект-пресс, 2000. - 317, [2] с. : ил. (1321820 - ОЛИ 1328258 – ОХДФ).

Герчук, Ю. Я. Художественные миры книги / Ю. Я. Герчук. - Москва : Книга, 1989. - 238, [1] с. : ил.(1202020 – ОЛИ).

Зиганшина, Н. А. Художник и книга : альбом / Н. А. Зиганшина. - Ташкент : Изд-во лит. и искусства им. Г. Гуляма, 1987. - 236 с. : ил. (1350923 – ОЛИ).

Иллюстрация : [сборник / сост. Г. В. Ельшевская]. - Москва : Советский художник, 1988. - 412, [2] с. : ил. - (Галерея искусств). - Библиогр. в примеч. в конце ст. - Имен. указ.: с. 409-412. (1173228 – ОЛИ).

Искусство оформления книги. Работы ленингр. художников 1917-1964 : [альбом]. - Ленинград : Художник РСФСР, 1966. - 185 с.(636785 - ОХДФ 618170 – ОХДФ).

Книжное искусство СССР / [редкол.: Д. А. Шмаринов и др.]. - Москва : Книга. - Т. 1 : Иллюстрация / [сост. и авт. вступ. ст. М. А. Чегодаева ; текст аннот. А. В. Каминского ; пер. на англ. О. М. Кириченко]. - 1983. - 273, [2] с. : ил. (1390716 - ОЛИ 1303964 - ОХДФ/ЛБ).

Книжное искусство СССР. - Москва : Книга. - Т. 2 : Оформление, конструирование, шрифт / Э. Д. Кузнецов, Е. И. Буторина. - 1990. - 303 с. : ил. (1229644 – ОЛИ).

Кольцова, Л. А. Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники : [монография] / Л. А. Кольцова ; Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств Российской акад. художеств. - Москва : Галарт, 2008. - 316, [3] с. : ил., портр. - Библиогр.: с. 301-306. (1409895 - ОЛИ 1409928 – ОЛИ).

Кузнецов, Э. Д. Художник и книга / Э. Д. Кузнецов. - Ленинград : Художник РСФСР, 1964. - 79 с. : ил. (1309306 - ОХДФ/ЛБ 574082 – ОХДФ).

Кузьмин, Н. В. Давно и недавно / Н. В. Кузьмин. - Москва : Советский художник, 1982. - 483, [46] с. (1370007 – ОЛИ).

Мастера современной гравюры и графики : сборник материалов / ред. В. Полонский. - Москва ; Ленинград : ГИЗ, 1928. - XIX, 415 с., [7] л. ил. : ил.  (1152096 - ОЛИ 146114 – ОХДФ).

Рисунки русских писателей XVII - начала XX века : [альбом / авт.-сост. Р. Дуганов]. - Москва : Советская Россия, 1988. - 254, [1] с. : в основном ил., цв. ил. (1164007 – ОЛИ).

Сеславинский, М. В. Аромат книжного переплета : отечественный индивидуальный переплет XIX-XX веков : альбом-каталог / Михаил Сеславинский. - Москва : Астрель, 2008. - 496 с., [9] л. факс. : ил. - Библиогр.: с. 486-487. (1416024 – ОХДФ).

Тринадцатая выставка московских художников книги : каталог. - Москва : Советский художник, 1979. - 143 с., ил. (941299 – ОХДФ).

Чегодаев, А. Д. Пути развития русской советской книжной графики : научное издание / А. Чегодаев. - Москва : Искусство, 1955. - 220,[1] c., VIII л., 208 с. ил. - Библиогр. в подстроч. примеч. (1355976 - ОЛИ 371492 – ОЛИ).

Чегодаев, А. Д. Русская графика, 1941-1960 : Рисунок, эстамп, книга / А. Д. Чегодаев. - Москва : Искусство, 1979. - 39 с. : ил. (942399 – ОХДФ).

Хачатуров, С. В. Искусство книги в России 1910-1930 годов : мастера левых течений : материалы к каталогу / С. Хачатуров ; Российская акад. наук, М-во культуры Российской Федерации, Гос. ин-т искусствознания. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2009 (Москва : Ленанд) . - 241, [1] с., [4] л. факс. (1421635 – ОХДФ).

Юрьев, Ф. И. Цвет в искусстве книги / Ф. И. Юрьев. - Киев : Вища шк., Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1987. - 245 с. : ил. (1155722 - ОХДФ).


КНИГА ХУДОЖНИКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА»

Мастера «Мира искусства» сыграли особую роль в развитии отечественной графической культуры, и, в первую очередь, книжной графики, которая стала одним их ярких явлений русского искусства предреволюционной поры. Книга, по мнению мирискусников, призвана играть важную роль в формировании духовно-эмоционального отношения человека к действительности, причем, в этом процессе существенное значение имеют ее пластические качества. Поиски синтетичности в книге понимались ими как движение от искусства иллюстрации к искусству книги, понятие «книга» и «графика» обрели новый смысл, новую систему взаимоотношений.

Художники объединения впервые выступили в защиту книги как единого композиционного комплекса. Именно они сформулировали само понятие «искусство книги» и творчески реализовали его на практике. И, кроме того, именно мирискусникам оказалось под силу разработать новую теорию книжной графики, логически осмыслить и обобщить творческие принципы, реализуемые в процессе работы над книгой. Речь идет в основном о ядре «Мира искусства», его основоположниках, той группе ведущих мастеров, которые внесли свой бесценный вклад в благородное дело обновления русской книги, сделали ее эстетически значимой, создали ее мировую славу. В их числе представители старшего поколения: А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, а затем художники второго, «младшего» поколения - Е. И. Нарбут, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин.

Николай Акимов (1901-1968)

Николай Павлович Акимов : [альбом / авт.-сост.: И. Г. Ландер, П. Г. Махо]. - Санкт-Петербург : [б.и.], 2008. - 205, [3] с. : ил. - Библиогр. в конце кн. (11 назв.). (1419745 – ОЛИ).


Александр Бенуа (1870 –1960)

«Книга должна быть произведением искусства; вернейшая дорога к этому - создание «роскошной» книги, богато и виртуозно украшенной и изобилующей иллюстрациями», - считал А. Н. Бенуа. Каждый элемент оформления рассматривался им как самостоятельное графическое произведение.

Книги:
Пушкин, А. С. Факсимильное воспроизведение повести А. С. Пушкина "Медный всадник" с иллюстрациями А. Н. Бенуа издания 1923 года / [ст. П. Е. Щеголева]. - Ленинград : Художник РСФСР, 1983. - 76 с. : ил. (1050882 – ОХДФ).


Иван Билибин (1876-1942)

Иван Яковлевич Билибин иллюстрировал русские народные сказки и сказки А. С. Пушкина. Можно сказать, что он, являясь продолжателем дела Васнецова и Поленова, представлял то направление русского искусства, которое искало опоры в национальных духовных традициях, поэтическом мире сказок и былин, в образно-пластической системе народного ремесла. Но вместе с тем с графикой Билибина в русский модерн вошло влияние японской цветной гравюры. Особенно сильно это влияние сказалось в известных иллюстрациях к “Сказке о царе Салтане” А. С. Пушкина, созданных в 1905 году.

Иван Билибин : [альбом / авт.-сост. С. В. Голынец]. - Ленинград : Аврора, 1988. - 227, [1] с. : цв. ил. - Библиогр.: с. 221-223 (62 назв.). - Указ. имен: с. 224-228. (1179864 – ОЛИ).

Книги:
Лермонтов, М. Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / М. Ю. Лермонтов ; рис. И. Я. Билибина. - Москва : ОГИЗ : Гослитиздат, 1941. - 24 с. : ил. (148326 - ОХДФ/РК).

Сказки / рис. И. Я. Билибина. - [Б. м.] : Изд. Экспедиции заготовления Гос. бумаг, [1903]. - 12 с. : ил. - Содерж.: Сестрица Аленушка и братец Иванушка; Белая Уточка. (1306086 - ОХДФ/ЛБ).


Мстислав Добужинский (1875-1957)

Как график Добужинский дебютировал рисунками в книгах и журналах («Мир искусства», Аполлон» и др.), городскими пейзажами. Впоследствии художник оформил несколько десятков книг. Среди них произведения современников - Федора Сологуба, Л. Зиновьевой-Аннибал, А. Ремизова, Вяч. Иванова, Г. Чулкова, С. Ауслендера и мн. др., а также русских и зарубежных классиков - А. Пушкина, Ф. Достоевского, Н. Лескова, Г.-Х. Андерсена. Сотрудничал со многими журналами и издательствами («Сатирикон», «Адская почта», «Жупел», «Золотое руно», «Шиповник», «Сириус» и др.). Именно графические работы принесли Добужинскому славу. В своем движении к новому художник оказался союзником молодых, разительно преобразивших оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э. Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.

Добужинский, М. В. Азбука "Мира искусства" : альбом / М. В. Добужинский ; [вступ. ст. Г. Рождественского ; сост. Е. В. Пашутина. - Факс. изд.]. - Москва : Наше наследие, 1998. - 94, [1] с. : ил. - В кн. также: Биографии к "Азбуке "Мира искусства". В прил.: Круг "Мира искусства" : очерк / М. В. Добужинский. Пути и судьбы "Азбуки" М. В. Добужинского : очерк / А. А. Рюмин. (1332573 – ОЛИ).

Мстислав Добужинский / [авт. текста А. Гусарова]. - Москва : Белый город, 2001. - 47,[1] с. : в осн. цв. ил. - (Мастера живописи). - Указ. произведений М. В. Добужинского: с. 48. (1341947 – ОЛИ).


Евгений Лансере (1875-1946)

Евгений Евгеньевич Лансере прославился в первую очередь как книжный график. Оформление десятков изданий - книг, альманахов, журналов; экслибрисы, почтовые и издательские марки, художественные открытки - те области, в которых работал художник. Лансере считал, что именно декоративное оформление, а не иллюстрация определяет художественный образ книги. Заставки и концовки казались ему более ответственной и сложной задачей, нежели иллюстрирование в тексте какого-нибудь эпизода. Стилистическое и декоративно-графическое единство книги как цельного художественного произведения стало для Лансере практическим принципом работы оформителя. Первым среди русских художников Евгений Лансере стал выполнять постраничный макет оформления книги, создавая стройную гармонию графических элементов. Это нововведение вошло впоследствии в практику всех мастеров книжной графики. Важным этапом на пути к этому высокому достижению художника была длительная (с 1904 по 1912 гг.) работа над оформлением книги А. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». Для «Царского Села» Лансере создал несколько заставок-иллюстраций с развитым сюжетным началом. Его работы в журналах, книжной графике и в сценографии утверждали принципы "нового стиля". Однако в исторических стилизациях ("Петербург. У старого Никольского рынка", 1901; "Петербург начала XVIII века", 1906; "Ботик Петра I", 1906; "Корабли времен Петра I", 1911) нет печали об ушедшем, но имеется радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин.

Боровский, А. Д. Евгений Евгеньевич Лансере : [1875-1945] / А. Боровский. - Ленинград : Художник РСФСР, 1975. - 47, [1] с., [8] л. ил. - (Массовая библиотечка по искусству). - Библиогр. в конце кн. (5 назв.). (1390651 - ОЛИ 857608 - ОЛИ 1270170 – ОЛИ).

Кравченко, К. С. Евгений Евгеньевич Лансере / К. С. Кравченко. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1946. - 31 с., 5 вкл. л. ил. - (Массовая библиотека "Искусство"). (190772 – ОХДФ).

Книги:
Андреев, Л. Н. Царь Голод : представление в пяти картинах с прологом / Л. Н. Андреев ; рис. Е. Лансере. - Санкт-Петербург : Шиповник, 1908. - 127 с., 1 вкл. л. ил. (175262 - ОХДФ/РК).


Дмитрий Митрохин (1883-1973)

Дмитрий Исидорович Митрохин – русский советский график, иллюстратор, мастер станковой гравюры, офорта и литографии. Известен как автор множества книжных иллюстраций, большого цикла миниатюр в жанре камерного натюрморта. Был членом многих художественных объединений, являлся профессором Высшего института фотографии и фототехники (1919-1926 гг.), профессором полиграфического факультета Академии художеств (1924-1930 гг.), где преподавал курс книжной графики, ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1969 г.). Митрохинская графика соединила западную формальную культуру, традиции петербургских мирoискусников с декоративностью русского народного творчества, сочностью и стихийной красочностью искусства московской школы.

Оформлением книги начал заниматься в 1908 г., с 1910 - участник выставок «Мира искусства». В 1912-1913 гг. оформил свои знаменитые детские книжки в издательстве И. Кнебеля.

Книга о Митрохине : Статьи. Письма. Воспоминания / [сост. Л. В. Чага ; подгот. текста и примеч. И. Я. Васильевой ; вступ. ст. Е. Левитина]. - Ленинград : Художник РСФСР, 1986. - 503,[4] с., [16] л. ил. : ил. - Имен. указ.: с. 486-500. (1355881 – ОЛИ).

Кузьмин, М. Д. И. Митрохин / М. Кузьмин, Вс. Воинов. - Москва : ГИЗ, 1922. - 131 с., 1 вкл. л. портр. : ил. – Содержание: Творчество Д. И. Митрохина / М. Кузмин; Жизнь и творчество Д. И. Митрохина / Всеволод Воинов; Библиография о Д. И. Митрохине и список его графических работ. (146450 – ОХДФ).


Георгий Нарбут (1886-1920)

Белецкий, П. А. Георгий Иванович Нарбут / Платон Белецкий. - Ленинград : Искусство. Ленинградское отделение, 1985. - 237, [2] с. : ил. - Библиогр.: с. 232-233. - Библиогр. в примеч.: с. 218-231. (1355896 - ОЛИ 1102501 – ОЛИ).


Николай Рерих (1874-1947)

В конце XIX - начале XX веков в России начали выходить новые периодические журналы, такие как «Искусство и художественная промышленность», «Художественные сокровища России», «Мир искусства», «Золотое руно», «Журнал для всех», «В мире искусств», «Весы», «Искусство», «Аполлон» и др. Целая плеяда выдающихся художников - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Д. И. Митрохин, К. А. Сомов и многие другие - сотрудничали в этих изданиях, благодаря чему они и в наше время представляют значительную культурную ценность и вызывают большой интерес. У Николая Рериха подобных работ меньше, чем у других художников.

Николай Радлов в книге «Современная русская графика» (1917) отмечал: «Заканчивая рассмотрение графических работ художников "Мира искусства", мы упомянем ещё о Рерихе. Оригинальные и превосходно-декоративные образцы его графики заставляют жалеть о их немногочисленности. Несмотря на это, по ним можно составить себе представление о серьёзном и строгом стиле Рериха. В его рисунках пером есть сила первобытности, какой-то "сырости". Если бы мы хотели сделать стилизованных людей на иллюстрациях Сомова осязаемыми, пластичными, мы должны бы были их изваять из фарфора, кружев и воска; фигуры Билибина хочется вырезать из дерева; людей Рериха можно только высечь из камня».

Некоторые виньетки и рисунки Рериха из дореволюционных книг и журналов впоследствии были использованы во многих изданиях, в основном посвящённых творчеству художника.

Рерих в России : [сборник / предисл. и сост. Пономаренко С. А.]. - Москва : Международный центр Рерихов, 1993. - 79 с. - (Малая рериховская библиотека). (1282666 - ОЛИ 1269762 - ОХДФ 1269763 – АБ).


Константин Сомов (1869-1939)

Книжная графика была особенно близка интеллигентному, эрудированному и при этом замкнутому в своем "Мире искусства" художнику. Сомов был высоко оценен своими современниками. Николай Радлов писал о нем: "Его влечет к графике, к ювелирной работе отточенными и безукоризненными линиями, к ваянию фарфоровой статуэтки, к миниатюрной живописи, ко всем приемам, где не может быть случайно и небрежно положенных мазков, где каждая точка должна быть выискана и каждое прикосновение к материалу - бережным, уверенным и непоправимым".

Талант отличного иллюстратора художник проявил в работе над романами "История кавалера де Грие и Манон Леско" аббата Антуана Франсуа Прево (1731) и "Опасные связи" Шодерло де Лакло (1802), которые считаются лучшими образцами французской художественной прозы XVIII века. Сомов до такой степени вжился в эпоху "бисера и альбомов", да и непосредственное долгое пребывание и поездки во Францию наложили определенный отпечаток на его сознание, что в своих детально проработанных цветных иллюстрациях он наслаждался бытом, костюмами, архитектурой и галантными манерами героев XVIII века, его кружевным стилем.

Сомов, К. А. Константин Андреевич Сомов : Письма. Дневники. Суждения современников / К. А. Сомов ; [вступ. ст., с. 3-47, сост., примеч. Ю. Н. Подкопаевой, А. Н. Свешниковой]. - Москва : Искусство, 1979. - 625,[1] c., [32] л. ил. : портр. - (Мир художника). - Указ.: с. 604-621. (1355885 - ОЛИ 936095 – ОЛИ).

Сомов, К. А. Константин Андреевич Сомов. 1869–1939 : [альбом репродукций / сост. и вступ. ст., с. 5-32, А. П. Гусаровой]. - Москва : Искусство, 1973. - 33 с. : ил. : 47 л. ил. (791428 – ОЛИ).


Сергей Чехонин (1878-1936)

Сергей Васильевич Чехонин - русский график и портретный миниатюрист.

Учился в школе Общества поощрения художеств и в Тенишевской мастерской в Петербурге, был учеником Репина, состоял членом объединения "Мир искусства". Мастерски владел техникой книжной графики и миниатюрной живописи. Используя орнаментику прошлых эпох, он создал эклектический декоративный стиль книжных украшений, отличающийся тончайшей детализацией. В первые годы революции проиллюстрировал множество советских изданий; успехом также пользовалась его роспись фарфора. В советском искусстве был выразителем эстетических традиций дореволюционной русской графики. В 1928 году эмигрировал в Париж. Произведения С. Чехонина имеются во многих музеях СССР, парижский Лувр приобрел портрет М. Горького его работы.

Эфрос, А. М. С. Чехонин /Абрам Эфрос, Николай Пунин. - М. ; Пг. : Госиздат, 1924. - 114 с. : ил. – Содержание: Мастер Советского Ампира / Абрам Эфрос; О мастерстве С. В. Чехонина / Николай Пунин; Список графики С. В. Чехонина. (146452 – ОХДФ).

Книги:
Евреинов, Н. Н. Что такое театр : книжка для детей / Николай Евреинов ; [лит. и худож. ред.: А. М. Бродский и К. Ф. Ворохновская ; орнаментация всей кн. работы худож. С. В. Чехонина ; ил. рисунки работы худож. С. В. Чехонина и В. А. Милашевского]. - Петербург : Светозар, 1921. - 76 с., [1] вкл. л. ил. : цв. ил. - В кн. также: Театральный словарик. (157481 – ОХДФ).


РУССКАЯ ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ КНИГА

Авангард на всех этапах своего развития оказывался связанным с издательской деятельностью. В пространстве книги он обретал для себя уникальную возможность немедленной реализации как своих социальных, так и собственно эстетических претензий. Не просто отдельные мастера, но все представители первой волны русского авангарда обращались к книге. Зачинателями в этом деле выступила небольшая группа новаторски настроенных московских и петербургских поэтов и художников, вошедшая в историю искусства под названием русских кубофутуристов.

Футуристы с презрением относились к классическому искусству и к традиционной книге. Они использовали обои, газеты и дешевую бумагу. Текст писали от руки или набирали множеством вычурных шрифтов, как на афишах. Иллюстрировали дикими рисунками, какие оставляют на заборах. Эти книжки, выпущенные тиражом 200–300 экземпляров, сейчас являются большой библиографической редкостью.

В намерения авторов литографированных сборников входили сознательный эпатаж читателя, издевка над привычными вкусами, разрушение эстетических шаблонов и стереотипов восприятия. Серая дешевая бумага, картонные обложки, небрежность брошюровки были вызовом эстетским пристрастиям круга «Мира искусства».

Футуристы считали, что от формы слова зависит его выразительность. Типографский набор лишал поэтическое слово графической индивидуальности, дополнительной образности. Выясняя природу добавочной выразительности книги-автографа, Хлебников подчеркивал: настроение изменяет почерк во время написания; почерк, своеобразно измененный настроением, передает это настроение читателю независимо от слов. Поэтому, - приходит к выводу Хлебников, - автор должен сам писать книгу или вручить свое детище не наборщику, а художнику. Он даже призывал основать новую профессию - художников почерка.

Бобринская, Е. А. Футуризм / Е. А. Бобринская. - Москва : Галарт, 2000. - 192 с. : ил. - Библиогр. в тексте. - Имен. указ.: с. 190-192. (1319809 – ОЛИ).

Взорваль. Футуристическая книга в собраниях московских коллекционеров М. Л. Либермана и И. Н. Розанова : альбом-каталог : [к 100-летию русской футуристической книги] / Гос. учреждение культуры г. Москвы "Гос. музей В. В. Маяковского", Гос. учреждение культуры г. Москвы "Гос. музей А. С. Пушкина" ; [сост.: Д. В. Карпов, Е. А. Пономарева ; предисл.: Е. А. Богатырев, С. Е. Стрижнева ; авт. ст.: А. П. Зименков, Е. А. Пономарева]. - Москва : Контакт-Культура, 2010. - 255 с. : ил. - (Издательская программа Правительства Москвы). - Библиогр. в тексте. - Указатели: с. 252-254. (1458832 – ОЛИ).

Каменский, В. В. Танго с коровами; Железобетонные поэмы / Василий Каменский ; рис. В. и Д. Бурлюков. - Факс. изд. - Москва : Книга, 1991. - [36] с. : цв. ил. - В прил.: Типографские опыты поэта-футуриста / Ю. Молок. Железобетонная поэма / А. Шемшурина. (1246752 – ОЛИ).

Поляков, В. Книги русского кубофутуризма / Владимир Поляков. - Москва : Гилея, 1998. – 299 с. : ил. - Библиогр.: с. 232-233. - Указ.: с. 290-299. (1315784 – ОЛИ).

Родькин, П. Е. Футуризм и современное визуальное искусство / Павел Родькин. - Москва : Совпадение, 2006. - 253, [2] с. : ил. - Библиогр.: с. 175-180 и в примеч.: с. 171-174. (1389739 – ОЛИ).

Футуристы [Электронный ресурс] / Гос. публ. ист. б-ка России. - Москва : ГПИБ России : Codis. - Диск 1, ч. 1 : Асеев, Бурлюк, Гончарова, Каменский, Крученых, Лентулов, Маяковский, Хлебников, Шевченко и др. : [сборник]. - 2002. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Серия "Электронный запасник"). (КД 1637 - ОХДФ/РК КД 4661 – ОЛИ).


КОНСТРУКТИВИЗМ В КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ

Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, объединению личного и общественного бытия, внедрению производственного искусства в жизнь и быт. Они провозгласили новые эстетические идеалы, такие как простота, демократичность и утилитаризм предметного мира.

Конструктивистская книга - важная страница в истории советского искусства. Жизнестроительная рационалистическая программа конструктивистов и производственников нашла яркое и оригинальное воплощение в полиграфии 1920-х - начала 1930-х годов. Конструктивизм стал пластическим языком десятилетия, языком надежд на новое индустриальное будущее.

В искусство книги пришли новые художники: Эль Лисицкий, Александр Родченко, Варвара Степанова, Соломон Телингатер, Густав Клуцис, Сергей Сенькин, Фаик Тагиров и др. Появились книги, изменившие графическое лицо своего времени.

Особенно активно конструктивизм распространялся в области книгопечатания, плакатной графики, театральных декораций. В оформлении книг и плакатов широко использовались возможности шрифта, других элементов оформления. В фотографии конструктивизм отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.

В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого.

Лазарь Лисицкий (1890-1941)

Лазарь Маркович Лисицкий - художник-иллюстратор, живописец, архитектор, полиграфист, фотописец и оформитель выставок. Один из активнейших строителей советской художественной культуры, Лисицкий был художником нового типа, художником-изобретателем, прокламировавшим необходимость самой интенсивной совместной работы искусства и техники.

Духан, И. Н. Эль Лисицкий. 1890-1941. Геометрия времени / И. Н. Духан. - Москва : Арт-Родник, 2010. - 95, [1] с. : ил. - (Малая серия искусств). - Библиогр. в конце кн. (1431399 – ОЛИ).

Книги:
Маяковский, В. В. Для голоса / Владимир Маяковский ; конструктор кн. Эль Лисицкий. - Ленинград : Художник РСФСР, 1987. - 61 с. : ил. (1151252 – ОХДФ).


Любовь Попова (1889-1924)

Любовь Сергеевна Попова – русский и советский живописец, художник-авангардист, график, дизайнер, театральный художник. В ее творчестве гармонично сплелись самые разные мотивы. Кубизм, с которым она познакомилась еще в Париже, причудливо слился с природным пристрастием к ренессансу и русской иконе. Даже беспредметные работы художницы отражали классическую манеру. Это же свойственно и ее «пространственно-силовым построениям», «живописным конструкциям».

Книжным оформлением Л. С. Попова начала заниматься в 1920 году. Ее книжные и журнальные работы в целом можно оценить как вариант конструктивистской тенденции в полиграфии. Их характеризует простота, ясность композиций, выразительность текстовой части. Как и другие конструктивисты, Попова стилизует свои шрифты под наборные формы и обыгрывает это уподобление. Она увлечена разнообразием шрифтов: строит из них сложные пространственно-цветовые композиции, в узких стилистических рамках варьирует формы, размеры, сочетания цветов фонов и надписей.

Л. С. Попова : выставка произведений к 100-летию со дня рождения, 1889-1924 : каталог / [Е. М. Жукова и др. ; авт. вступ. статей: Д. В. Сарабьянов, с. 46-63, Н. Л. Адаскина, с. 120-135]. - Москва : Гос. Третьяк. галлерея : АРС Пабликейшис Лимитед, 1990. - 214, [2] с. : цв. ил. (1268717 – ОЛИ).


Александр Родченко (1891-1956) и Варвара Степанова (1894-1958)

Супруги Александр Михайлович Родченко и Варвара Федоровна Степанова были небольшим творческим коллективом, более 30 лет проработавшим над совместными проектами книжного оформления. Они познакомились в 1913 году и с тех пор всегда были вместе.

Для художников их круга особое значение имели такие понятия как конструкция и проектная логика, назначение вещи и рациональность ее структуры, эксперимент в художественном творчестве и влияние закономерностей композиции на восприятие произведений. Они называли себя «производственниками», конструктивистами, подчеркивая связь художественного творчества с наукой, техникой и проектным формированием предметной среды нового социалистического общества. Начиналась история советского дизайна, и Родченко и Степанова были ее активными творцами.

А. С. Родченко – живописец, график, художник театра и кино, член объединения Левого фронта искусств (ЛЕФ), признанный корифей полиграфического конструктивизма, родоначальник советского дизайна и рекламы, вошел в историю XX века и как революционный преобразователь фотоискусства. Стиль Родченко повлиял на всю предметно-бытовую среду XX века, его дизайн имеет отголоски и в искусстве XXI века.

Родченко были созданы образцы типографских шрифтов и иллюстрации для ряда издательств, а также для журналов «Кино-фот», «Огонек», «Смена», «Книга и Революция», «Пионер», «Современная архитектура» и др. С 1923 года он был оформителем журнала «ЛЕФ», в 1927-28 гг. – «Новый ЛЕФ», в 1933-41 -совместно со Степановой работал над оформлением журнала «СССР на стройке».

Фотомонтаж стал одним из важнейших художественных средств Родченко периода полиграфического конструктивизма. Шедевром мастера является издание поэмы Владимира Маяковского «Про это» (1923), оформленное фотомонтажами. Тогда же началось сотрудничество художника и поэта в области советской рекламы (плакаты, вывески, упаковка, значки, марки и др.).

А. М. Родченко. В. Ф. Степанова : [альбом / авт. вступ. текста, сост. А. Н. Лаврентьев]. - Москва : Книга, 1989. - 158,[1] с. : ил. - (Мастера советского книжного искусства). - Библиогр.: с. 152. - Изд., оформ. А. Родченко и В. Степановой: с. 149-151. - В кн. также: Фотомонтаж; Редактору журнала "Радиослушатель" / В. Ф. Степанова. Как мы работали над "Первой конной" / А. М. Родченко, В. Ф. Степанова. Моменты творчества / В. А. Родченко. (1199022 – ОЛИ).

Маяковский – Родченко = Mayakovsky - Rodchenko : классика конструктивизма : [сб. / Федер. целевая прогр. "Культура России" ; сост. А. Лаврентьев]. - Москва : Фортуна ЭЛ, 2004. - 116, [1] с. : ил. - (Книжная коллекция). - Содерж.: Про это; Сергею Есенину; Разговор с фининспектором о поэзии / Владимир Маяковский. Работа с Маяковским / Александр Родченко. Конструктор Родченко / Александр Лаврентьев. (1365407 – ОЛИ).

Книги: 
Маяковский, В. Грозный смех: Окна РОСТа / худ. В. Степанова. М.; Л. : ГИХЛ, 1932. - 80 с. : ил. (32916 – ОХДФ).


МАСТЕРА СОВЕТСКОГО КНИЖНОГО ИСКУССТВА

Богдеско, И. Т. Илья Богдеско : иллюстрация, каллиграфия, станковая графика, рисунок, монументальное искусство : [альбом / Илья Богдеско ; авт. вступит. ст., аннот. и сост. альбома Д. Д. Гольцов]. - Москва : Советский художник, 1987. - 148, [19] с. : ил., цв. ил. - Библиогр. в конце текста. (1155012 – ОЛИ).


Долгополов, И. В. Савва Бродский // Мастера и шедевры : в 6 т. / И. В. Долгополов. - Москва : ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. – С. 300-313 : ил. (1402111 – ОЛИ).

Заслуженный деятель искусств РСФСР, академик-корреспондент Испанской королевской академии изящных искусств Сан Фернандо в Мадриде Савва Бродский : книжная графика, станковая графика, живопись : каталог выставки произведений / Бродский, Савва Григорьевич; Союз художников СССР, Московская организация Союза художников РСФСР. - Москва : Советский художник, 1980. - [47] с. : цв. ил. (958726 – АОНБ).

Книги:
Ибсен, Г. Пер Гюнт : драм. поэма / Генрик Ибсен ; пер. с норв. А. Шараповой ; [вступит. статья Н. Любимова ; коммент. Б. Ерхова] ; ил. С. Бродского. - Москва : Художественная литература, 1980. - 302 с. : цв. ил. (963984 – ОХДФ).


Виктор Дувидов : 1932-2000 : [сборник / вступ. ст.: Май Митурич и др.]. - Москва : [Б. и.], 2000. - 63 с. : ил. + 1 отд. л. - Содерж.: Из записей разных лет / Виктор Дувидов и др. материалы. Прил.: Каталог выставки произведений В. А. Дувидова (1932-2000) : живопись, графика : Центр. дом худож., Москва, февраль 2001 / Междунар. конфедерация союзов художников ; сост. кат.: Л. П. Дувидова. (1442417 - ОЛИ 1356851 – ОЛИ).


Сапего, И. Г. А. И. Кравченко / И. Г. Сапего. - Москва : Книга, 1986. - 158 c. : ил. - Рез.: англ., нем. - Кн. графика А. И. Кравченко: с. 142-148. - Список ст. А. И. Кравченко, лит. о нем: с. 148-149. – (Мастера советского книжного искусства). (1127626 - ОХДФ 1128946 – ОХДФ).


Красаускас, С. А. Стасис Красаускас : альбом / С. А. Красаускас ; сост., авт. вступ. ст. и науч. аппарата И. К. Корсакайте. - Москва : Книга, 1988. - 175 с. - (Мастера советского книжного искусства). (1162386 – ОХДФ).


Кузьмин, М. Н. "Во сне я видел Пушкина" : А. С. Пушкин в рис. и эссе Н. В. Кузьмина / М. Н. Кузьмин. - Москва : Прогресс-Традиция, 1999. - 205, [2] с. : ил., портр., факс. (1343572 – ОЛИ).


Лемехов, С. И. Жизнь замечательных людей : (живые души) : [альбом] / Сергей Лемехов ; [авт. вступ. ст. В. Рекшан]. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2008. - 157, [2] с. : цв. ил. - Содерж. разд.: Книжные иллюстрации (1991-2007); Карикатуры; Флаэртиана-2007; Комиксы (1992-2003); Живопись (2004-2008). (1419893 – ОЛИ).


Фаворский, В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В. А. Фаворский ; [сост. и вступ. ст., с. 5-24 Е. С. Левитина]. - Москва : Книга, 1986. - 238,[1] с. : ил. - Опубл. тексты В. А. Фаворского: с. 230-233 (89 назв.). - Библиогр. в примеч.: с. 227-229. (1106548 - ОЛИ 1110766 - ОХДФ 1110768 - ОХДФ/РК).

Книги:
"Слово о полку Игореве" в гравюрах В. А. Фаворского : рисунки. Эскизы. Гравюра / [подгот. и написал послесл., с. 193-244, Ю. А. Молок]. - Москва : Искусство, 1987. - 258 с. : ил. + Тексты "Слова..." (19 с.). - Библиогр. в примеч.: с. 237-244, 245-247. - К 800-летию "Слова о полку Игореве". (1159663 – ОЛИ).


СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ КНИГА

Арткозьма. Проект "Книга художника" : в рамках Фестиваля Козьмы Пруткова : художники Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга : каталог / [дизайн: Дмитрий Трубин ; авторы статей: Дмитрий Трубин, Василий Власов]. - Архангельск : Нибурт, 2013 (Северодвинск : ОАО "Северодвинская типография") . - 63 с. : цв. ил. - Содерж.: худож.: Василий Власов, Николай Власов, Виктор Гоппе, Эмиль Гузаиров, Ольга Карякина, Андрей Кортович, Николай Кращин, Виктор Лукин, Алексей Парыгин, Михаил Погарский, Наталья Синева, Сергей Смирнов, Борис Тржемецкий, Дмитрий Трубин, Сергей Трубин, Гюнель Юран. (1464086 - РС 1475770 – ОЛИ).

Гольц, Н. Г. Книжная и станковая графика / Ника Гольц. - Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2012. - 151 с. : ил. - (В мастерской художника). (1480691 – ОЛИ).

Кудряшов, О. А. А потому. Четыре новеллы художника в листах книжной анимации: Притча о слепых; Пожар; На крыше; Футбол во дворе / Олег Кудряшов ; [рук проекта: Ирина Лебедева ; ред.-сост.: Елена Борисова]. - Москва : Арт-Волхонка, 2014. - 238 с. : ил., портр., рис. - В кн. также: Автобиография. (1464401 - ОЛИ 1470937 – АБ).

Музей "Книга художника" : каталог выставки / [авт. статей: М. Погарский, М. Карасик, Е. Климова ; под общ. ред. В. Власова, М. Карасика, М. Погарского ; сост. материалов о худож.: И. Львовская, сост. темат. рубрикатора: В. Гоппе ; фот.: А. Горяинов, Т. Сгибнев]. - [Санкт-Петербург] : Музей и галереи соврем. искусства "Эрарта", 2011. - 196, [4] с. : цв. ил. - Библиогр.: с. 18-20. - Указ. работ и их авт. по разд. выставки Музей "Книга художника" в конце кн. (1442444 – ОЛИ).

Рисунки Хармса : [сборник : к 100-летию со дня рождения Даниила Хармса / сост.: Ю. С. Александров]. - Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2006. - 335 c. (1389616 – ОЛИ).

4-я Московская Международная выставка-ярмарка "Книга художника", Центральный дом художника, 26-30 ноября 2008 = 4th Moscow International Artist's Book Fair : [каталог / авт. статей: Эвелина Шац, Александр Лаврентьев ; ред., дизайн: Михаил Погарский]. - Москва : Треугольное колесо, 2008. - [66] с. : цв. ил. - Текст частично парал. рус., англ. - В рамках Третьего Моск. фестиваля соврем. интеллект. искусства Noumen Art. При поддержке Правительства г. Москвы. (1480711 – ОЛИ).  

Книги:
Бобышев, Д. Звери Святого Антония : Бестиарий / Д. Бобышев ; иллюстрировал Михаил Шемякин. - Нью-Йорк : Apollon foundation, 1989. - 46 с. : ил. (1274316 – ОЛИ).


ДЕТСКАЯ КНИГА В ОФОРМЛЕНИИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Елизавета Ивановская (1910-2006)

В 2010 году в Европе отметили 100-летний юбилей со дня рождения бельгийской художницы русского происхождения, иллюстратора детской книги Елизаветы Андреевны Ивановской, творчество которой получило мировое признание. Елизавета Ивановская жила и работала в Бельгии с 1932 года, но всегда считала себя русской художницей. Ею выполнены иллюстрации более чем к 300 книгам, и в основном это детская литература. Ее книги были изданы в разных странах на 26 языках, однако в России творчество Елизаветы Андреевны пока остается мало известным.

Произведения, вышедшие из-под пера Ивановской, удивительны по использованию разнообразных стилей и техник, цветовых решений и пластических образов. Во всех работах чувствуется любовь к ребенку и уважение к его внутреннему миру.

Серия миниатюрных изданий на французском языке стала особым украшением раздела, повествующего об иллюстраторах детской книги. Коллекция была получена в дар от организаторов выставки, посвященной творчеству Е. Ивановской «В начале было детство», которая состоялась в библиотеке в 2011 году, и посвященной творчеству художника-иллюстратора из Русского зарубежья, памяти и к 100-летию со дня рождения художницы.

Ivanovsky, E. Cirkus / Elisabeth Ivanovsky. - [Nantes] : Ed. Memo, 2010. - [15] p. : ill., portr. (1442479 – ОХДФ).

Книги:
Ivanovsky, E. Le lievre a des oreilles / Elisabeth Ivanovsky. - [Nantes] : MeMo, 2007. - [10] c. (1442494 – ОХДФ).

Stommels, S.-A. Once upon a time... Elisabeth Ivanovsky / Serge-Aljosja Stommels, Albert Lemmens. - Nijmegen : LS, 2007. - 71 p. : ill, portr. - Библиогр.: с. 65-71. (1442487 – ОХДФ).


Владимир Конашевич (1888-1963)

Владимир Михайлович Конашевич известен как мастер станковой графики и книжной иллюстрации. Он иллюстрировал книги С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, сказки Г. Х. Андерсена, А. С. Пушкина и др. Прирожденный график, он прекрасно владел искусством тонкого и острого, точного и выразительного рисунка.

В. М. Конашевич, обладавший и тонким образным чутьем, и яркой фантазией, и декоративным даром, сумел сплавить их воедино, облечь образ в специфическую, поистине заново созданную декоративную форму, отвечающую именно детскому восприятию. В. М. Конашевич играет шрифтом, орнаментом, декоративной деталью. Иллюстрации и оформление в книгах В. М. Конашевича декоративны и образны одновременно.

В. М. Конашевич очень любит яркие, чистые, звонкие тона, из каждого он умеет извлечь бесчисленное количество оттенков, варьирует их, к каждому из оттенков подбирает множество сочетаний, тонких, приятных для глаза, делающих рисунки и всю страницу гармоничными, радостными, воспевающими красоту окружающего мира. Как никто другой этот художник умеет создать в рисунках иллюзию волшебства, его оформление всегда жизнерадостно, нарядно и празднично.

Конашевич, В. М. О себе и своем деле. Воспоминания. Статьи. Письма : с приложением воспоминаний о художнике / В. М. Конашевич ; [сост., подгот. текста и примеч. Ю. Молока ; предисл. К. Федина. - Москва : Детская литература, 1968]. - 492, [3], [13] л. ил. (1345146 – ОЛИ).

Книги:
Маршак, С. Я. Сказки, песни, загадки / С. Я. Маршак ; рис. В. Конашевича, В. Лебедева, А. Пахомова. - Москва ; Ленинград : Детгиздат, 1939. - 184 с., 19 вкл. л. ил. : ил. (133776 – ОХДФ).


Владимир Лебедев (1891-1967)

Наиболее плодотворно искания художника Владимира Васильевича Лебедева сказались на его книжной графике. Живописные эксперименты помогли ему, начиная с рисунков к "Слоненку" Р. Киплинга (1921), открыть новую эру в иллюстрировании детских книг. Найденное было развито в книжках С. Я. Маршака, постоянного соавтора Лебедева, - "Вчера и сегодня", "Мороженое", "О глупом мышонке", "Цирк" (1925), "Багаж" (1926), "Как рубанок сделал рубанок" (1927) и др.

В 1924-33 гг. Владимир Лебедев возглавлял художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей. Он привлек в издательство художников своего поколения - В. М. Конашевича, Н. А. Тырсу, Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаеву, воспитал молодых - А. Ф. Пахомова, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, В. И. Курдова, Э. А. Будорского и др., которые сумели внести свои достижения в области живописи и рисунка в русло книжной специфики и стали замечательными мастерами книги. Единственное условие, которое ставил Лебедев-редактор, - чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом.

Петров, В. Н. Владимир Васильевич Лебедев. 1891–1967 / В. Н. Петров. - [Ленинград : Художник РСФСР, 1972]. - 304 с. (774067 – ОЛИ).


Галанов, Б. Е. Платье для Алисы : художник и писатель. Диалоги / Б. Е. Галанов. - Москва : Книга, 1990. - 300,[2] с. : ил. ; 17 см. - Библиогр. в примеч.: с. 297-301. (1217004 – ОЛИ).

Детская книга вчера и сегодня : [сборник] : по материалам зарубеж. печати / сост. [и авт. вступ. ст., с. 9-28] Э. З. Ганкина. - Москва : Книга, 1988. - 310, [1] с. : ил. - (История кн. искусства). - Библиогр.: с. 304-307. - Библиогр. в примеч. в конце частей. - Указ. имен художников: с. 307-311. (1174320 - ОЛИ 1173271 - ОХДФ/РК).


Детские книги издательства И. Н. Кнебель [Комплект] : факсимильное воспроизведение двенадцати книг, выпущенных издательством в 1909-1914 годах / худож.: Г. Нарбут, Д. Митрохин, Н. Ульянов. - Москва : Книга, 1989. - 1 папк. - Содерж.: Деревянный орел. Пляши Матвей не жалей лаптей! : [стихи]. Баржа : [сказка] / Р. Густафсон. Как мыши кота хоронили / В. А. Жуковский. Жизнь Альмансора / В. Гауф. Сказка о разноцветных рыбах. Корабль-призрак / В. Гауф. Три басни Крылова / И. А. Крылов. Басни / И. А. Крылов. Соловей : сказка Андерсена / Х. К. Андерсен. Маленький Мук / В. Гауф. Сказки: Теремок Мизгирь.

Издательство И. Н. Кнебель и художники детской книги : из истории создания книг "Подарочной серии": [прил. к факс. изд. / авт. вступ. ст. и сост. Л. И. Юниверг ; худож.: О. В. Некрасова]. - Москва : Книга, 1989. - 43, [1] с. : ил. - Библиогр. в примеч.: с. 41-44. (1207944 - ОЛИ 1306751 - ОХДФ/ЛБ).


Художник А. Пахомов делает книгу : Л. Будогоская. Как Саньку в очаг привели : кн. воспроизведена по изданию, выпущенному в свет изд-вом "Молодая гвардия" в 1933 г. в Ленинграде / сост. Ю. Я. Герчука ; вступ. ст. и коммент. Э. Д. Кузнецова. - Москва : Сов. художник, 1988. - 14 с. : ил., цв. ил. - (Избр. дет. книги сов. художников). - Библиогр.: с. 10-12. (1174325 – ОХДФ).

Художник Лев Токмаков / [сост. и авт. ст. Н. А. Завадская]. - Москва : Советский художник, 1989. - 239 с. : ил. - Список основных кн., ил. Л. А. Токмаковым и его лит. публ.: с. 236-238. - Библиогр.: с. 239. (1390820 - ОЛИ 1205541 – ОХДФ).

Шанина, Н. Ф. Сказка в творчестве русских художников : альбом / авт. текста и сост. альбома Н. Ф. Шанина. - Москва : Искусство, 1969. - 134, [1] с. : ил., [9] л. ил., цв. ил. (1345389 – ОЛИ).

Назад в раздел